4. Структура и функции сознания.
Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память.
Сознание человека не сводится к интеллектуальному (мысленному) отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. Составляющие сознания находятся в тесной взаимосвязи, функционируя, создают характерную направленность сознательной деятельности.
Согласно исследованиям в рамках психологии базовым понятием для построения сознательной деятельности и, соответственно базисом для составляющих сознания является потребность, представляющая нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества целом или, иначе, внутренний побудитель активности. Биологические потребности обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворённость», «дискомфорт» — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основании которой – витальные потребности, а далее – социальные (высшее проявление которых – потребность в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности).
Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное – пассивное имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Произвольное – активное, действует тогда, когда выбор производится сознательно, преднамеренно. Внимание этого вида является актом воли, оно присуще только человеку. Послепроизвольное – деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него специальных волевых усилий.
Эмоции – (от фр. Emotion, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные эмоции – вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции – стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты - бурные кратковременные эмоции. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» решения ситуации (напр. бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
Первое экспериментальное исследование памяти было выполнено в русле ассоцианизма немецким психологом Г. Эббингаузом (1885). Американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), поставив изучение памяти в контекст общей проблемы научения, отождествил в конечном итоге память с приобретением навыков. Против такого отождествления было направлено учение Бергсона («Материя и память», рус. пер., 1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (напр., текста стихотворения) память неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (например, самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой «образной» памяти, «сферы чистых воспоминаний», «памяти духа», по отношению к которой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. Во французской социологической школе было обращено внимание на историческую природу и социальную обусловленность памяти человека. По мнению Жане, память человека есть особое действие, «специально изобретённое людьми» и в принципе отличное от простой репродукции; это символическая реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем «коллективной памяти» общества, оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний.
В соответствии с традиционным членением памяти различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего – узнавание, воспоминание и собственно припоминание (П. П. Блонский). Различают также произвольную и непроизвольную память. По форме, в которой протекают процессы памяти, выделяют моторную (или память-привычку), эмоциональную (или аффективную, по выражению Т.Рибо - «память чувств»), образную и словесно-логическую.
В целенаправленных действиях человека проявляется его воля – сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Воля – сознательное регулирование человеком своей деятельности, требующей преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевые действия характеризуются наличием цели, а так же препятствий, трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.
Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления человека и общества. Мышление человека протекает в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества. Отправляясь от чувств, опыта, мышление преобразует их, дает возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Мышление неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, позволяет проникнуть в закономерности природы, общества и самого мышления.
Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими науками и отраслями научного знания: теорией познания (в плане анализа соотношения субъективного и объективного в мышлении, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического и др.); логикой (наукой о формах, правилах и операциях мышления); кибернетикой (в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций в форме «искусственного интеллекта»); психологией (изучающей мышление как актуальную деятельность субъекта, мотивированную потребностями и направленную на цели, которые имеют личностную значимость); языкознанием (в плане соотношения мышления и языка); эстетикой (анализирующей мышление в процессе созидания и восприятия художеств, ценностей); науковедением (изучающим историю, теорию и практику научного познания); нейрофизиологией (имеющей дело с мозговым субстратом и физиологическими механизмами мышления); психопатологией (вскрывающей различные виды нарушений нормальных функций мышления); этиологией (рассматривающей предпосылки и особенности развития мышления в животном мире).
Мышление – это историческое явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Мыслительные процессы отдельного человека всесторонне опосредствованы развитием мышления всего человечества. Таким образом, мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса.
Мышление носит категориальный характер, поскольку знание, приобретённое в процессе истории познания, закрепляется в категориях. Постижение объективной действительности осуществляется посредством форм мышления — понятий, суждений, умозаключений. По мере развития познания совершенствуется категориальная структура мышления, оно обогащается новыми категориями и понятиями, отражающими процесс достижения объективной истины.
Вопрос о структуре сознания в философской науке не является закрытым, поскольку современные философские и психологические исследования предлагают свое видение проблемы, выделяя в структуре сознания иные структурные элементы. Например, в рамках психоаналитического подхода (З.Фрейд) в структуре психической сферы человека выделяется три уровня: институционально-волевой – “Сверх-Я” (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); рационально-дискурсивный – “Я» (сознание), чувственно-эмоциональный – “Оно” (совокупность инстинктов, комплексов и т.д.). Здесь утверждается, что сознательное не тождественно психике, ибо психическое включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное). К сознательному же относят такие психические явления, которые проходят через мышление (разум) – например, чувства, эмоции, воля.
Постклассическая философия (неомарксизм, постмарксизм) в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием выделяет надындивидуальную сферу, поставив тем самым вопрос о социокультурной детерминации сознания.
В конце XX века в философии рождаются новые подходы к структурированию сознания, основанные на данных когнитивных наук. Компьютерные исследования, оформленные в инженерной лингвистике, информатике, теории искусственного интеллекта, позволяют выделить в качестве основных компонентов сознания такие феномены как когнитивная схема, когнитивная карта, фрейм и др.
В научной литературе выделяют следующие функции сознания: аккумулирующая (накопление информации в социокультурных источниках), интеграционная (объединяющая различные системы мирочувствования), коммуникативная, культурообразующая, регламентирующая (определение рамок существования антропоса).
- Философия курс лекций
- Уважаемый читатель!
- 2. Философия как тип мировоззрения.
- 3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.
- 4. Основные разделы философии и функции философского знания.
- 5. Связь философии и медицины.
- Лекция №2
- Философия древнего Китая.
- 3. Античная философия
- 3.1 Древнегреческая мысль натурфилософского (досократического) этапа
- 3.2. Древнегреческая философия классического этапа
- 3.3. Философия эпохи эллинизма
- 3.4. Философия древнего Рима
- Лекция № 3
- Вопросы:
- Христианство и философия Средневековья (теолого-философские принципы патристики).
- 1.2 Средневековая схоластика: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий в концепциях номиналистов и реалистов
- 2. Сущность и идеи философии Возрождения
- Лекция № 4 тема: Европейская философия XVII- XIX веков.
- Философская мысль эпохи Просвещения
- Немецкая классическая философия
- 3.1 Иммануил Кант
- Людвиг Фейербах
- Трансформация философского наследия в марксизме
- 4.2 Ф. Ницше
- Лекция №6 тема: Основные направления современной западной философии
- Прагматизм. Фрейдизм и неофрейдизм. Прагматизм (ч.Пирс, у.Джеймс, Дж. Дьюи)
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
- Феноменология. Герменевтика.
- Герменевтика (г.Гадамер, п.Рикер, ю.Хабермас и др.)
- Современная западная религиозная философия
- 5. Экзистенциализм
- 6. Структурализм и постструктурализм (к.Леви-Строс, р.Барт, м.Фуко, ж.Лакан и др.)
- 7.Философия постмодернизма
- Лекция № 6
- 1.Основные направления развития русской философии.
- 2. Философская мысль Беларуси.
- Основные направления развития русской философии
- Философская мысль Беларуси
- Раздел 2. Философские концепции бытия лекция № 7. Тема: Онтология как философское учение о бытии
- Категория бытия в истории философии.
- 3. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке.
- 4. Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
- 5. Пространственно–временная организация бытия
- Лекция № 8. Тема: Философия природы
- 2. Представления о природе в философских учениях Востока и Запада.
- Природа как самоорганизующаяся система.
- Живая природа. Биосфера и ноосфера.
- Современная экологическая ситуация и пути разрешения
- Раздел 3. Философская антропология лекция №9. Тема: Проблема человека в философии и науке
- 2. Образ человека в классической и неклассической философии.
- 3. Проблема синтеза философского и научного знания в «философской антропологии».
- 4. Проблема антропосоциогенеза.
- Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества.
- Лекция № 10. Тема: Философия сознания
- 2. Генезис сознания. Сознание и отражение.
- 3. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Сознание и мозг.
- 4. Структура и функции сознания.
- 5. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения.
- 6. Сознание и самосознание.
- 7. Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация.
- Раздел 4. Теория познания. Лекция 11. Тема: Познание как предмет философского анализа
- 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
- 2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- 3. Проблема субъекта и объекта познания.
- 4. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.
- 5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.
- 6. Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
- Лекция № 12. Тема: Наука и ее социокультурный статус
- 3. Границы науки. Наука и паранаука.
- 4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
- 5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория).
- 6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования.
- 7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого.
- Раздел 5. Социальная философия
- Лекция № 13.
- Тема: Проблемное поле социальной философии. Общество как развивающаяся система
- Вопросы:
- 2.Эволюция представлений об обществе и цивилизации в истории философской мысли.
- 3. Общество как развивающаяся система.
- Лекция № 14 тема: Философия культуры и техники
- Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии культуры.
- 1.2. Человек в мире культуры: основные формы культуротворчества (миф, мораль, религия, искусство). Традиции и новации в динамике культуры.
- 2. Философия техники
- Роль техники и технологии в истории цивилизации. Научно-техническое творчество как объект философского исследования.
- 2.2 Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс.
- 4.Культура и цивилизация. Человек и техногенная цивилизация.
- Лекция № 15 тема: Философия медицины.
- Философия медицины и её исторической развитие.
- Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Философия медицины и ее историческое развитие
- 2. Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Дополнительная литература к разделу 2 (метафизика и онтология)
- Дополнительная литература к разделу 3 (философская антропология)
- Дополнительная литература к разделу 4 (теория познания и философия науки)
- Дополнительная литература к разделу 5 (Социальная философия)