3. Границы науки. Наука и паранаука.
Наука представляет собой своеобразный конгломерат научного и ненаучного знания. Демаркация между наукой и ненаукой производится на основе критерия достаточной обоснованности знания (научное знание в отличие от ненаучного включает логически обоснованную, систематически выведенную, а потому отчетливо выраженную всеобщую истину). «Научность», фиксирующую основополагающие принципы науки, следует связывать со способом удостоверения истины согласно канонам рациональности. К числу таких канонов относится доказательность, аргументированность, обоснованность, непротиворечивость, статистичность, воспроизводимость, естественность, причинно-следственная связность и т.д. Вместе с тем рядом с наукой неизменно движется ее «тень» – паранаука99, которая нередко приобретает самостоятельное значение и даже выходит на передний план в духовной жизни общества. Паранаучные образования отличаются по своей природе и часто выполняют противоречащие функции – от положительного влияния на развитие науки до полного ей противостояния. Многие паранаучные идеи (например, астрологические, парапсихологические и т.д.) становятся влиятельной социальной силой и порождают изменение эмоциональной атмосферы в обществе.
Наиболее влиятельные направления паранауки – лженаука, девиантная наука, а также околонаучная экзотика и «вульгарная» наука. Девиантная наука развивается внутри научного сообщества, рассматривая объекты, которые находятся на обочине господствующих научных направлений, или использует методы, отличающиеся от общепринятых (например, исследования А.Л.Чижевского100).
Вульгаризация науки («вульгарная» наука) связана с «огрублением» и чрезмерным упрощением научного знания (например, лысенковщина в агробиологии). Вульгаризация науки допускается там, где ощутимо стремление к такой точке зрения, которая диктуется не самой наукой, а внешними по отношению к ней причинами.
Околонаучная экзотика вообще далека от истинной науки (парапсихология, хиромантия, астрология и др.); здесь утверждается, что скрытые универсальные принципы, которым подчиняются загадочные и диковинные явления в природе и жизни общества открываются только избранным. Кроме того, околонаучная экзотика не ориентирована на объективность знания, здесь приоритетом становится не знание, а вера, убежденность, роль авторитета.
Лженаука основывается на преднамеренной лжи или подтасовке фактов, на основе которых строится новая парадигма исследования. Примером может служить «фольк-хистори» (сегодня появилось много исторической литературы, ориентированной на коммерческий успех и не связанный строгими нормами научного исследования, её характеризует случайность подбора исторических источников, скоропалительность выводов, погоня за сенсацией и пр.).
Итак, паранаука имеет множество проявлений, как правило, они не выступают «в чистом виде», а переплетаются между собой. Кардинальный вопрос, ставший перед методологией науки – критерии селекции паранаучных высказываний. В ряде случаев паранаука разоблачается элементарными средствами формальной логики и здравого смысла, фактологической базой науки, однако этими способами различение науки и паранауки не исчерпывается. Спокойное и взвешенное отношение к различным типам паранаучных образований во все времена поднимает престиж науки и препятствует попыткам обращения науки к идеологическим и политическим спекуляциям.
Выход в область неизвестного всегда связан с риском поспешных выводов и обобщений, поэтому требует осторожности и взвешенности суждений. В этом паранауке может быть противопоставлена так называемая наука переднего края, которая занимается исследованием наиболее сложных и загадочных вопросов, пользуется нестандартной методикой и принципиально новыми технологиями для организации исследовательской деятельности. В науке переднего края акцентируются такие свойства как информативность, нетривиальность, эвристичность и, одновременно, ослабляются, лишаются радикальности требования точности, строгости, обоснованности. Это связано с тем, что главное предназначение науки переднего края – варьировать альтернативы, проигрывать возможности, расширять горизонты науки, одним словом задача науки переднего края – генерировать новое. Наука переднего края зачастую руководствуется иными ценностями и нормативами, ей свойственен риск, стремление к ревизии устоявшегося, тяга к противоречию.
- Философия курс лекций
- Уважаемый читатель!
- 2. Философия как тип мировоззрения.
- 3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.
- 4. Основные разделы философии и функции философского знания.
- 5. Связь философии и медицины.
- Лекция №2
- Философия древнего Китая.
- 3. Античная философия
- 3.1 Древнегреческая мысль натурфилософского (досократического) этапа
- 3.2. Древнегреческая философия классического этапа
- 3.3. Философия эпохи эллинизма
- 3.4. Философия древнего Рима
- Лекция № 3
- Вопросы:
- Христианство и философия Средневековья (теолого-философские принципы патристики).
- 1.2 Средневековая схоластика: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий в концепциях номиналистов и реалистов
- 2. Сущность и идеи философии Возрождения
- Лекция № 4 тема: Европейская философия XVII- XIX веков.
- Философская мысль эпохи Просвещения
- Немецкая классическая философия
- 3.1 Иммануил Кант
- Людвиг Фейербах
- Трансформация философского наследия в марксизме
- 4.2 Ф. Ницше
- Лекция №6 тема: Основные направления современной западной философии
- Прагматизм. Фрейдизм и неофрейдизм. Прагматизм (ч.Пирс, у.Джеймс, Дж. Дьюи)
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
- Феноменология. Герменевтика.
- Герменевтика (г.Гадамер, п.Рикер, ю.Хабермас и др.)
- Современная западная религиозная философия
- 5. Экзистенциализм
- 6. Структурализм и постструктурализм (к.Леви-Строс, р.Барт, м.Фуко, ж.Лакан и др.)
- 7.Философия постмодернизма
- Лекция № 6
- 1.Основные направления развития русской философии.
- 2. Философская мысль Беларуси.
- Основные направления развития русской философии
- Философская мысль Беларуси
- Раздел 2. Философские концепции бытия лекция № 7. Тема: Онтология как философское учение о бытии
- Категория бытия в истории философии.
- 3. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке.
- 4. Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
- 5. Пространственно–временная организация бытия
- Лекция № 8. Тема: Философия природы
- 2. Представления о природе в философских учениях Востока и Запада.
- Природа как самоорганизующаяся система.
- Живая природа. Биосфера и ноосфера.
- Современная экологическая ситуация и пути разрешения
- Раздел 3. Философская антропология лекция №9. Тема: Проблема человека в философии и науке
- 2. Образ человека в классической и неклассической философии.
- 3. Проблема синтеза философского и научного знания в «философской антропологии».
- 4. Проблема антропосоциогенеза.
- Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества.
- Лекция № 10. Тема: Философия сознания
- 2. Генезис сознания. Сознание и отражение.
- 3. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Сознание и мозг.
- 4. Структура и функции сознания.
- 5. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения.
- 6. Сознание и самосознание.
- 7. Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация.
- Раздел 4. Теория познания. Лекция 11. Тема: Познание как предмет философского анализа
- 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
- 2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- 3. Проблема субъекта и объекта познания.
- 4. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.
- 5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.
- 6. Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
- Лекция № 12. Тема: Наука и ее социокультурный статус
- 3. Границы науки. Наука и паранаука.
- 4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
- 5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория).
- 6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования.
- 7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого.
- Раздел 5. Социальная философия
- Лекция № 13.
- Тема: Проблемное поле социальной философии. Общество как развивающаяся система
- Вопросы:
- 2.Эволюция представлений об обществе и цивилизации в истории философской мысли.
- 3. Общество как развивающаяся система.
- Лекция № 14 тема: Философия культуры и техники
- Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии культуры.
- 1.2. Человек в мире культуры: основные формы культуротворчества (миф, мораль, религия, искусство). Традиции и новации в динамике культуры.
- 2. Философия техники
- Роль техники и технологии в истории цивилизации. Научно-техническое творчество как объект философского исследования.
- 2.2 Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс.
- 4.Культура и цивилизация. Человек и техногенная цивилизация.
- Лекция № 15 тема: Философия медицины.
- Философия медицины и её исторической развитие.
- Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Философия медицины и ее историческое развитие
- 2. Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Дополнительная литература к разделу 2 (метафизика и онтология)
- Дополнительная литература к разделу 3 (философская антропология)
- Дополнительная литература к разделу 4 (теория познания и философия науки)
- Дополнительная литература к разделу 5 (Социальная философия)