7.Философия постмодернизма
(Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Даррида и др.)
Постмодерн – определенная общекультурная ситуация конца ХХ столетия, проявляющаяся во всех сферах жизни современного общества. Постмодерн правомерно считать еще одним аспектом цивилизации конца ХХ века, создающим «новое умственное зрение», позволяющим пересмотреть всю предшествующую культурную традицию.
В дискуссиях о постмодернизме первые трудности возникают в связи с переходом на новый философский язык. Последним философом, представлявшим знание о мире в виде стройной системы логически организованных категорий, был Гегель. Господствующие в постмодернизме эклектика (смешение жанров), скептицизм порождены противоречием между нравственным дискомфортом, переживаемым культурным человеком в современном Западном обществе и комфортными условиями его повседневной жизни. Еще Эпикур считал, что самым большим врагом наслаждения является его избыток. Постмодернизм эту проблему пытается решить по-своему, быть может, осознавая себя не как «конец философии», а как переходное состояние между закатом и рассветом.
В своих трудах философы постмодерна неоднократно заявляют о том, что исчерпаны традиционные формы философствования, необходимо переходить к новому – нетрадиционному, не скованному границами мышлению. На первый план в этой философии выходят проблемы языка, новой субъективности, иронии, культуры «цитат и кавычек». Посмодернизм снимает саму проблему объективной реальности, переключаясь на субъективность индивида. В результате мир воспринимается как условность, действительность как нечто мнимое, которое хорошо описывается метафорой сновидения. Часто используемый философами постмодернизма термин «следовое восприятие» означает скольжение субъекта по поверхности явления без понимания сущности последнего. Таким образом, постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель, и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления.
Посмодернисты настаивают на множественности истины (в этом смысле логический закон исключенного третьего теряет свой смысл) - т.е. каждый субъект может высказывать об объекте противоположные, но одинаково справедливые суждения. Таким образом, истина для постмодерниста – только слово, обращенное к собеседнику, прием позволяющий наладить взаимопонимание. Слово – часть текста, сообщения. По-новому анализируя проблему текста, постмодернизм считает, что текст не отображает адекватно реальность, а творит ее заново. Тем самым, создается как бы множество реальностей, поскольку существует соответствующее число интерпретаций текста. Значит, истиной реальности просто нет. Взамен нам предлагается целый ряд реальностей виртуальных. С точки зрения постмодернизма сегодня можно говорить о возникновении нового типа рациональности, характеристиками которого являются насилие и дибилизм (ограниченность и ослабленность).
Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность, закономерность мира. На смену представлений об упорядоченности мира приходит констатация факта «ризоматических» изменений, т.е. лишенных определенного направления и регулярности. Понятие ризомы53 заимствовано из биологии и употребляется как метафора современной культуры с её отрицанием упорядоченности и отсутствием синхронного порядка. Картина реальности в философии постмодерна состоит из «симулякров», не имеющих оснований во внешней реальности (симулякры – точные копии, оригинал которых никогда не существовал).
По своей природе философия постмодерна мозаична и цитатна. Своеобразно понимается здесь и «историчность»: возможно «произвольно» включать в свои произведения любые «отрывки» истории, делая их частью своего настоящего. Истории одинаковой для всех просто не существует. На одном из этапов развития общества произойдет распад истории, и это будет её логичным концом.
* * *
В целом современная западная философия, представленная различными течениями и направлениями, существенно противопоставляет себя классическому философствованию, основанному на требовании познания объективной сущности природы и человека для их разумного преобразования. Неклассическая философская традиция, какие бы проблемы она не исследовала, на каких бы позициях – сциентистских или антисциентистских - она не стояла, исходит, прежде всего, из реального субъективного человека. Можно сказать, что для неё проблемы науки, сознания, общества – это лишь грани философской антропологии, философского осмысления человека как «экзистенции» и личности.
- Философия курс лекций
- Уважаемый читатель!
- 2. Философия как тип мировоззрения.
- 3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.
- 4. Основные разделы философии и функции философского знания.
- 5. Связь философии и медицины.
- Лекция №2
- Философия древнего Китая.
- 3. Античная философия
- 3.1 Древнегреческая мысль натурфилософского (досократического) этапа
- 3.2. Древнегреческая философия классического этапа
- 3.3. Философия эпохи эллинизма
- 3.4. Философия древнего Рима
- Лекция № 3
- Вопросы:
- Христианство и философия Средневековья (теолого-философские принципы патристики).
- 1.2 Средневековая схоластика: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий в концепциях номиналистов и реалистов
- 2. Сущность и идеи философии Возрождения
- Лекция № 4 тема: Европейская философия XVII- XIX веков.
- Философская мысль эпохи Просвещения
- Немецкая классическая философия
- 3.1 Иммануил Кант
- Людвиг Фейербах
- Трансформация философского наследия в марксизме
- 4.2 Ф. Ницше
- Лекция №6 тема: Основные направления современной западной философии
- Прагматизм. Фрейдизм и неофрейдизм. Прагматизм (ч.Пирс, у.Джеймс, Дж. Дьюи)
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
- Феноменология. Герменевтика.
- Герменевтика (г.Гадамер, п.Рикер, ю.Хабермас и др.)
- Современная западная религиозная философия
- 5. Экзистенциализм
- 6. Структурализм и постструктурализм (к.Леви-Строс, р.Барт, м.Фуко, ж.Лакан и др.)
- 7.Философия постмодернизма
- Лекция № 6
- 1.Основные направления развития русской философии.
- 2. Философская мысль Беларуси.
- Основные направления развития русской философии
- Философская мысль Беларуси
- Раздел 2. Философские концепции бытия лекция № 7. Тема: Онтология как философское учение о бытии
- Категория бытия в истории философии.
- 3. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке.
- 4. Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
- 5. Пространственно–временная организация бытия
- Лекция № 8. Тема: Философия природы
- 2. Представления о природе в философских учениях Востока и Запада.
- Природа как самоорганизующаяся система.
- Живая природа. Биосфера и ноосфера.
- Современная экологическая ситуация и пути разрешения
- Раздел 3. Философская антропология лекция №9. Тема: Проблема человека в философии и науке
- 2. Образ человека в классической и неклассической философии.
- 3. Проблема синтеза философского и научного знания в «философской антропологии».
- 4. Проблема антропосоциогенеза.
- Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества.
- Лекция № 10. Тема: Философия сознания
- 2. Генезис сознания. Сознание и отражение.
- 3. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Сознание и мозг.
- 4. Структура и функции сознания.
- 5. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения.
- 6. Сознание и самосознание.
- 7. Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация.
- Раздел 4. Теория познания. Лекция 11. Тема: Познание как предмет философского анализа
- 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
- 2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- 3. Проблема субъекта и объекта познания.
- 4. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.
- 5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.
- 6. Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
- Лекция № 12. Тема: Наука и ее социокультурный статус
- 3. Границы науки. Наука и паранаука.
- 4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
- 5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория).
- 6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования.
- 7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого.
- Раздел 5. Социальная философия
- Лекция № 13.
- Тема: Проблемное поле социальной философии. Общество как развивающаяся система
- Вопросы:
- 2.Эволюция представлений об обществе и цивилизации в истории философской мысли.
- 3. Общество как развивающаяся система.
- Лекция № 14 тема: Философия культуры и техники
- Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии культуры.
- 1.2. Человек в мире культуры: основные формы культуротворчества (миф, мораль, религия, искусство). Традиции и новации в динамике культуры.
- 2. Философия техники
- Роль техники и технологии в истории цивилизации. Научно-техническое творчество как объект философского исследования.
- 2.2 Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс.
- 4.Культура и цивилизация. Человек и техногенная цивилизация.
- Лекция № 15 тема: Философия медицины.
- Философия медицины и её исторической развитие.
- Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Философия медицины и ее историческое развитие
- 2. Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Дополнительная литература к разделу 2 (метафизика и онтология)
- Дополнительная литература к разделу 3 (философская антропология)
- Дополнительная литература к разделу 4 (теория познания и философия науки)
- Дополнительная литература к разделу 5 (Социальная философия)