6. Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
Истина предстает как одна из возможных характеристик знания (знание может быть истинным, ложным, адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, частным, полезным....). Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности по-разному осмысливалась в истории философии. Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание истины (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания.
Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности (понятие действительности трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что имеет место, существует). Основные принципы классической концепции истины:
-
действительность не зависит от мира знания,
-
между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие,
-
существуют критерии установления соответствия мыслей действительности,
-
сама теория соответствия логически непротиворечива.
В реальном опыте классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями, в ходе осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты переосмысливались и подвергались критическому анализу. Эти гносеологические затруднения связаны с :
-
понятием действительности (ее природой),
-
проблемой соответствия наших знаний действительности,
-
проблемой критерия истины,
-
характером логических противоречий в структуре классической концепции истины и т.д.
Разрешение этих и других проблем классической концепции истины требовало дальнейшего развития и новых решений вопроса об истине, в результате чего в философском знании сформулированы новые концепции истины, связанные с уточнением и развитием основных характеристик истины и ее соответствия её объективному миру. В рамках альтернативных подходов к теории истины можно выделить несколько концепций, среди них - когерентная теория истины (О.Нейрат, Р.Карнап и др.), где вопрос об истине сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру). Семантическая концепция истины (разработана А.Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции. Здесь исключается понятие приближенной (относительной) истины, предлагается создание формализованного языка и использование его в науке, что позволяет устранить различие между использованием терминов и освободиться от противоречий. Прагматическая концепция истины (Ч.Пирс, У.Джемс) утверждает, что сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не истина, а практическая полезность знаний. Конвенционалистская (А.Пуанкаре, К.Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории. Развивается так же диалектико-материалистическая концепция истины (здесь разрабатывается учение об объективности и конкретности истины, её диалектическом характере - как движении знания от относительной к абсолютной истине).
Современная трактовка истины базируется на положении о том, что истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к знанию все более полному. Этот переход от неполноты к все большей полноте знания характеризуется диалектическим соотношением объективной, относительной и абсолютной истины. В самом общем виде объективную истину можно определить как такое содержание знания, которое не зависит от познающего субъекта (т.е. от человека и человечества). Относительная истина интерпретируется как неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает те или иные способы получения этого знания, т.е. зависимость знания от определенных условий, места и времени их получения. Реальный процесс познания, рассматриваемый в его культурно-историческом контексте, оперирует преимущественно относительными истинами, т.к. знания человека о мире, природе и человеческом сообществе меняются от эпохи к эпохе – в зависимости от уровня научных знаний, представлений, традиций и т.д. Релятивистская философия абсолютизирует роль относительной истины в познании, утверждая, что всякая истина относительна.
Абсолютной истиной можно назвать исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые абсолютны в своей полноте и никогда не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина в процессе познания остается идеалом, и скорее может рассматриваться как свойство объективно-истинного знания, проявляющееся в стремлении к росту и объективности знания.
Вопрос конкретности истины так же имеет свою теоретическую и практическую значимость. В процессе познания нельзя забывать, что нет истины вообще, всякая истина конкретна. Игнорирование проблемы конкретности истины особенно опасно в социальном познании, где оно ведет к абсолютизации устаревших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности.
В связи с проблемой относительности истины в процессе познания в философии возникает релятивизм - методологический принцип анализа и интерпретации познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Релятивизм проистекает из отрицания устойчивости вещей и явлений окружающего мира и из подчеркивания постоянной изменчивости действительности; релятивизм отказывается признавать преемственность в развитии знания, преувеличивает зависимость процессов познания от его условий. Исторически релятивизм восходит к учению древнегреческих софистов, характерен для античного скептицизма. В 16 – 18вв. аргументы релятивизма используют Эразм Роттердамский, Монтень, Бейль для критики догматов религии и традиционных основоположений метафизики. Особенно значительно влияние релятивизма на рубеже 19 – 20 веков, когда развивается идея условности, относительности, научного знания и исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний (Мах, Пуанкаре и др.). В современной философии релятивизм проявился в работах Шпенглера, Тойнби, в экзистенциализме, неопозитивистской философии науки, в философии истории Арона (по его мнению, суждения и оценки историков крайне относительны и в целом являются результатом личностного произвола ученых). В целом релятивизм находит подтверждение в развитии истории науки и культуры, применим в методологии гуманитарных наук, однако абсолютизация этого методологического принципа недопустима, т.к. ведет к отрицанию существования объективности в нашем познании и утверждает принципиальную относительность и несовершенство гносеологического процесса в целом.
В целом, проблема истинности знания особенно важна для научного знания, научная истина не только должна согласовываться с исследуемой предметной областью, но так же с важнейшими методологическими нормами и критериями научности. Истинное научное знание должно удовлетворять критериям логической непротиворечивости, доказательности и практической обоснованности, рассматриваться в контексте ценностей и универсалий культуры.
Критерием истинности нашего знания о мире является общественно-историческая практика, понимаемая как совокупность целесообразной материальной деятельности, направленной на преобразование окружающей человека действительности.
7. Роль практики в процессе познания.
Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.
К основным видам практической деятельности человека можно отнести:
-
Материальное производство,
-
Социально-политическую деятельность,
-
Научный эксперимент.
Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:
-
Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,
-
Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,
-
Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.
Открытие практической основы и социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, необходимо разобраться, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит восхождение от неполного неточного знания к более полному, точному, глубокому и совершенному.
- Философия курс лекций
- Уважаемый читатель!
- 2. Философия как тип мировоззрения.
- 3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.
- 4. Основные разделы философии и функции философского знания.
- 5. Связь философии и медицины.
- Лекция №2
- Философия древнего Китая.
- 3. Античная философия
- 3.1 Древнегреческая мысль натурфилософского (досократического) этапа
- 3.2. Древнегреческая философия классического этапа
- 3.3. Философия эпохи эллинизма
- 3.4. Философия древнего Рима
- Лекция № 3
- Вопросы:
- Христианство и философия Средневековья (теолого-философские принципы патристики).
- 1.2 Средневековая схоластика: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий в концепциях номиналистов и реалистов
- 2. Сущность и идеи философии Возрождения
- Лекция № 4 тема: Европейская философия XVII- XIX веков.
- Философская мысль эпохи Просвещения
- Немецкая классическая философия
- 3.1 Иммануил Кант
- Людвиг Фейербах
- Трансформация философского наследия в марксизме
- 4.2 Ф. Ницше
- Лекция №6 тема: Основные направления современной западной философии
- Прагматизм. Фрейдизм и неофрейдизм. Прагматизм (ч.Пирс, у.Джеймс, Дж. Дьюи)
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
- Феноменология. Герменевтика.
- Герменевтика (г.Гадамер, п.Рикер, ю.Хабермас и др.)
- Современная западная религиозная философия
- 5. Экзистенциализм
- 6. Структурализм и постструктурализм (к.Леви-Строс, р.Барт, м.Фуко, ж.Лакан и др.)
- 7.Философия постмодернизма
- Лекция № 6
- 1.Основные направления развития русской философии.
- 2. Философская мысль Беларуси.
- Основные направления развития русской философии
- Философская мысль Беларуси
- Раздел 2. Философские концепции бытия лекция № 7. Тема: Онтология как философское учение о бытии
- Категория бытия в истории философии.
- 3. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке.
- 4. Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
- 5. Пространственно–временная организация бытия
- Лекция № 8. Тема: Философия природы
- 2. Представления о природе в философских учениях Востока и Запада.
- Природа как самоорганизующаяся система.
- Живая природа. Биосфера и ноосфера.
- Современная экологическая ситуация и пути разрешения
- Раздел 3. Философская антропология лекция №9. Тема: Проблема человека в философии и науке
- 2. Образ человека в классической и неклассической философии.
- 3. Проблема синтеза философского и научного знания в «философской антропологии».
- 4. Проблема антропосоциогенеза.
- Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества.
- Лекция № 10. Тема: Философия сознания
- 2. Генезис сознания. Сознание и отражение.
- 3. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Сознание и мозг.
- 4. Структура и функции сознания.
- 5. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения.
- 6. Сознание и самосознание.
- 7. Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация.
- Раздел 4. Теория познания. Лекция 11. Тема: Познание как предмет философского анализа
- 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
- 2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- 3. Проблема субъекта и объекта познания.
- 4. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.
- 5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.
- 6. Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
- Лекция № 12. Тема: Наука и ее социокультурный статус
- 3. Границы науки. Наука и паранаука.
- 4. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
- 5. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория).
- 6. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования.
- 7. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого.
- Раздел 5. Социальная философия
- Лекция № 13.
- Тема: Проблемное поле социальной философии. Общество как развивающаяся система
- Вопросы:
- 2.Эволюция представлений об обществе и цивилизации в истории философской мысли.
- 3. Общество как развивающаяся система.
- Лекция № 14 тема: Философия культуры и техники
- Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии культуры.
- 1.2. Человек в мире культуры: основные формы культуротворчества (миф, мораль, религия, искусство). Традиции и новации в динамике культуры.
- 2. Философия техники
- Роль техники и технологии в истории цивилизации. Научно-техническое творчество как объект философского исследования.
- 2.2 Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс.
- 4.Культура и цивилизация. Человек и техногенная цивилизация.
- Лекция № 15 тема: Философия медицины.
- Философия медицины и её исторической развитие.
- Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Философия медицины и ее историческое развитие
- 2. Философия и медицина: современное взаимодействие.
- Дополнительная литература к разделу 2 (метафизика и онтология)
- Дополнительная литература к разделу 3 (философская антропология)
- Дополнительная литература к разделу 4 (теория познания и философия науки)
- Дополнительная литература к разделу 5 (Социальная философия)