6. Английская философия XVII века.
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и ее инструмент — разум рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.
Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является символом науки.
Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следует проделать два вида работ: критическую и позитивную.
Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об идолах или призраках и критику схоластического метода познания.
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками, примеши-вание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях.
В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания.
В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод (особенности которого мы рассмотрим немного позже).
Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает Бога — бог-опознание. Ее функция — обоснование и защита религиозного вероучения. Предмет философии — природа; цель философии — изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение — авторитет Священного Писания и церкви, а философия — на совпадение мысли с действительностью, на истину.
- Ф и л о с о ф и я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для всех специальностей
- 1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. История философии: направления и этапы.
- 3. Философия Древней Индии и Китая.
- Древнекитайская философия
- 4. Особенности и характерные черты античной философии.
- Материализм древнегреческой философии
- Идеализм Платона и его особенности
- Философия Аристотеля
- 5. Философия Средневековья: специфика и особенности.
- Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования
- Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
- 6. Английская философия XVII века.
- Учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
- Английская философия XVII в.
- 7. Немецкая классическая философия.
- Критика гегельянства "слева" (л. Фейербах. К. Маркс и ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, с. Кьеркегор и ф. Ницше).
- 8. Рационализм и иррационализм.
- 9. Позитивизм и неопозитивизм.
- 10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
- Специфика предмета марксистско-ленинской философии
- Марксистско-ленинская философия как научная система
- Единство материализма и диалектики в марксистской философии
- Диалектический материализм как единство диалектики, логики и теории познания
- Исторический материализм как философско-социологическое учение марксизма
- 11. Развитие философской мысли в России.
- В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания
- "Философия общего дела" н. Ф. Федорова
- 12. Философские категории, их сущность и происхождение.
- 13. Основные направления современной мировой философии.
- Феноменология
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- Герменевтика
- Основные положения герменевтики
- Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Постмодернизм
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма:
- Основные выводы по всему выше сказанному:
- 14. Философия Нового времени.
- 15. Познаваемость мира как философская проблема.
- 16. Проблема метода в философии.
- 17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
- 18. Понятие развития и прогресса.
- 19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления философско-методологической мысли
- 20. Общество как целостная система
- 21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества
- 22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 23. Гражданское общество и правовое государство
- 24. Философские проблемы экономики и политики экономическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
- Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
- Политическая жизнь общества
- Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
- 26. Право и правовое сознание
- 27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
- 28. Сущность и функции науки в современную эпоху
- 29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 30. Понятие общественного прогресса в социальной философии
- 31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты
- 32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
- Функции культуры
- Культура и социум
- 33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник развития социума
- 34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении данного вопроса в философии (исторический аспект)
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни
- 35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии: исторический аспект
- Социологический идеализм
- Географический детерминизм
- Исторический материализм
- Биологический детерминизм
- Психологическое направление
- Техническое напрвление
- Синтез социально-философского занания
- 36. Формирование философских понятий «материя» и «бытие» материя
- История взглядов на материю
- 37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности
- Роль научной рациональности
- 38.Социальные системы: понятие, сущностные характеристики
- Компоненты социальных систем
- Социальная система и ее среда
- Функции социальной системы
- 39. Социальные институты: сущность, структура, функции
- Типология социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Динамика социальных институтов
- 40. Социальные общности: понятие, формы, структура
- Понятие социальной общности. Конкретное многообразие общностей
- Социальные классы
- Понятие социальной стратификации
- Системы социальной стратификации