12. Философские категории, их сущность и происхождение.
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — указание, свидетельство) в философии — основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания. Категории образовались в процессе исторического развития познания на основе общественной практики. Они позволяют человеку глубоко познавать окружающий его мир. Процесс познания объекта не простой механический акт отражений действительности в сознании человека, а сложный процесс перехода от чувственных данных к абстракции, от единичного к общему и т. д. Одной из самых существенных черт абстрактного мышления является образование понятий категории. Истоки учения о категории уходят в далекое прошлое. В учении вайшешики, напр., говорилось о категории субстанции, качества, действия и т. д. Большую заслугу в разработке философских К. имел Аристотель. Он насчитывал 10 категорий: сущность, качество и другие Категории он рассматривал как основные роды бытия и высоко оценивал их познавательное знамение. Учение о категориях в новое время развивал Кант, однако категории у него — априорные формы созерцания и рассудка. Гегель рассматривал категории в их диалектическом развитии — и в этом состоит огромная ценность его логики,— но в его системе они идеальные сущности, ступеньки развития абсолютной идеи, которая творит действительный пир. В современной идеалистической, особенно неопозитивистской философии, категории или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективная и «удобная» форма упорядочения человеческого опыта. Другие идеалисты (Н Гартман, неотомизм, экзистенциализм и т.д.) относят категории к чисто духовным трансцендентным сущностям. Диалектический материализм придает большое значение категориям как формам отражения бытия и опорным пунктам познания. Основные категории диалектического материализма: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и т. д. Эти категории находятся в определенной связи между собой и представляют систему, в которой они не просто расположены произвольно друг подле друга, а выводятся одна из др. соответственно объективным законам реальности и развития познания (Координация и субординация категорий). Основным принципом построения системы категорий является единство исторического и логического развитие познания от явления к сущности, от внешнего к внутреннему, от абстрактного к конкретному, от простого к сложному. Категории марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием объективной действительности и прогрессом научного знания обогащаются число и содержание научных категорий. Система категорий все более приближается к полному и всестороннему отражению объективного мира. Выражая существенные связи развивающейся действительности, категории должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.
Базовые философские категории являются предметом вековых споров: бытие, материя, время, пространство и время.
Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто.
Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.
Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным. Главные проблемы этой категории - кривизна пространства и взаимосвязь пространства и эфира.
Итак, для того, чтобы определить кривизну пространства:
A) мы должны иметь некоторое опорное евклидово пространство, по отношению к которому и определяется кривизна;
B) опорное пространство должно иметь физический смысл и быть связано с какими-либо явлениями материального мира;
C) найденная кривизна пространства не может иметь смысла абсолютной кривизны; она характеризует кривизну одного пространства только по отношению к другому.
D) остается <элементарный> вопрос: почему мы должны рассматривать криволинейное пространство C в качестве реального пространства, а не евклидово пространство E, несмотря на то, что они равноправно описывают наше реальное пространство в рамках физических теорий и представлений? Очевидно, мы никогда не сможем избавиться от евклидова пространства. Оно подобно тени преследует нас. Ньютон был глубоко прав, когда говорил о математическом пространстве. Математическое пространство обладает протяженностью, изотропией и способно пронизывать все без исключения материальные объекты. Других свойств математическое пространство не имеет.
Современные материалисты пишут, что физическое пространство не может быть пустым или чистым вакуумом. Однако они иногда совершают ошибку. Например, часть ученых утверждает, что пространство есть эфир, который имеет дополнительные свойства по отношению к свойствам математического пространства (отождествление пространства и эфира). Здесь можно согласиться с ними только в одном пункте. Пространство действительно не является пустым. Оно заполнено различными видами материальной субстанции (эфир).
К сожалению, они иногда идут дальше. Свойства этой субстанции или эфира приписываются не материальному эфиру, а самому пространству. Благодаря такому шагу пространство превращается либо в материю или материальный объект, либо в свойство материального эфира и т.д., или даже наоборот: материя в наших представлениях (но не на практике!) превращается в функцию геометрии пространства.
Мы полностью разделяем мысль классиков материализма о том, что пространство не есть простое свойство материи; оно есть особая философская категория, которая отлична от обыденного свойства любого материального объекта или материальной субстанции. Пространство есть условие существования материи или <коренная форма бытия материи>.
Приведенные рассуждения можно использовать для анализа Общей теории относительности. Эйнштейн, связавший пространство и время с гравитационным полем, совершил гносеологическую ошибку. У него материя превратилась в свойство, определяемое кривизной пространства. Он не понимал, что кривизна пространства есть понятие относительное, которое может быть определено только по отношению к другому пространству, служащему эталоном (евклидово пространство). Он неявно использовал евклидово пространство без описания его физической сущности. Эйнштейновская гносеологическая ошибка в Общей теории относительности есть продолжение другой гносеологической ошибки, рассмотренной нами ранее Общая теория относительности имеет еще один серьезный недостаток. Ее математический формализм не корректен.
Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
Время, как и пространство, есть также коренная форма бытия материи. Можно было бы повторить рассуждения, справедливые для пространства. В теории Ньютона время однородно, т.е. течет во всех точках Вселенной в одном темпе или ритме. Чтобы обнаружить различие темпа времени в различных точках пространства или же изменение темпа в различные моменты времени в одной точке, мы должны иметь эталонный <отрезок> времени, который мы могли бы сохранить во времени и переносить из одной точки пространства в другую или же могли этот эталон, хотя бы гипотетически, перемещать вдоль оси времени вперед и назад. Было бы еще удобнее иметь <евклидову ось> времени в каждой точке пространства, с помощью которой мы могли бы проводить сравнения темпа времени.
К несчастью, мы имеем только реальные физические часы различных конструкций (от песочных и механических до атомных). Эти часы всегда обладают определенной погрешностью и другими недостатками, которые имеются у любых измерительных приборов. Но, даже если бы мы и обнаружили различие темпа времени в пространстве или на временной оси, изменение наблюдаемого темпа времени всегда можно объяснить с помощью эффекта Доплера или же влиянием различных полей на физические процессы в часах.
Таким образом, мы имеем следующую дилемму.
Мы имеем, с одной стороны, абсолютно точную физическую теорию о времени или же идеальные эталонные часы и, с другой, реальное меняющееся время, темп которого различен в разных точках пространства.
Мы имеем реальные часы, показания которых зависят от физических условий, и теории, в которых фигурирует единое мировое время. Очевидно, первый вариант не имеет физического основания, и должен быть отвергнут.
Итак, подытоживая все вше сказанное заметим, что:
Философская категория в рамках фундаментальной теории, входящая в определения физических понятий, устойчива, как и сами определения этих понятий. При этом важно иметь в виду следующее:
A) Материальные объекты не могут превращаться в свои свойства. Свойство материального объекта также не может рассматриваться как некий материальный объект (материальная субстанция).
B) Материальные объекты или же их свойства не могут превращаться в формы бытия материи (пространство или время) и обратно.
C) В рамках физических теорий мы не можем определить абсолютную кривизну пространства. Мы можем определить лишь относительную кривизну. Но для этого мы должны располагать эталонным евклидовым пространством, которое должно иметь физический смысл в рамках физических теорий.
D) Мы также не имеем идеальных приборов для измерения изменений темпа времени как в различных точках пространства, так и для сравнения темпа для различных моментов времени в прошлом, настоящем и будущем.
- Ф и л о с о ф и я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для всех специальностей
- 1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. История философии: направления и этапы.
- 3. Философия Древней Индии и Китая.
- Древнекитайская философия
- 4. Особенности и характерные черты античной философии.
- Материализм древнегреческой философии
- Идеализм Платона и его особенности
- Философия Аристотеля
- 5. Философия Средневековья: специфика и особенности.
- Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования
- Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
- 6. Английская философия XVII века.
- Учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
- Английская философия XVII в.
- 7. Немецкая классическая философия.
- Критика гегельянства "слева" (л. Фейербах. К. Маркс и ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, с. Кьеркегор и ф. Ницше).
- 8. Рационализм и иррационализм.
- 9. Позитивизм и неопозитивизм.
- 10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
- Специфика предмета марксистско-ленинской философии
- Марксистско-ленинская философия как научная система
- Единство материализма и диалектики в марксистской философии
- Диалектический материализм как единство диалектики, логики и теории познания
- Исторический материализм как философско-социологическое учение марксизма
- 11. Развитие философской мысли в России.
- В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания
- "Философия общего дела" н. Ф. Федорова
- 12. Философские категории, их сущность и происхождение.
- 13. Основные направления современной мировой философии.
- Феноменология
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- Герменевтика
- Основные положения герменевтики
- Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Постмодернизм
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма:
- Основные выводы по всему выше сказанному:
- 14. Философия Нового времени.
- 15. Познаваемость мира как философская проблема.
- 16. Проблема метода в философии.
- 17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
- 18. Понятие развития и прогресса.
- 19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления философско-методологической мысли
- 20. Общество как целостная система
- 21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества
- 22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 23. Гражданское общество и правовое государство
- 24. Философские проблемы экономики и политики экономическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
- Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
- Политическая жизнь общества
- Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
- 26. Право и правовое сознание
- 27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
- 28. Сущность и функции науки в современную эпоху
- 29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 30. Понятие общественного прогресса в социальной философии
- 31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты
- 32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
- Функции культуры
- Культура и социум
- 33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник развития социума
- 34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении данного вопроса в философии (исторический аспект)
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни
- 35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии: исторический аспект
- Социологический идеализм
- Географический детерминизм
- Исторический материализм
- Биологический детерминизм
- Психологическое направление
- Техническое напрвление
- Синтез социально-философского занания
- 36. Формирование философских понятий «материя» и «бытие» материя
- История взглядов на материю
- 37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности
- Роль научной рациональности
- 38.Социальные системы: понятие, сущностные характеристики
- Компоненты социальных систем
- Социальная система и ее среда
- Функции социальной системы
- 39. Социальные институты: сущность, структура, функции
- Типология социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Динамика социальных институтов
- 40. Социальные общности: понятие, формы, структура
- Понятие социальной общности. Конкретное многообразие общностей
- Социальные классы
- Понятие социальной стратификации
- Системы социальной стратификации