7. Немецкая классическая философия.
Для Европы, европейской культуры и европейского сознания XIX век - классический. Таковым он стал и для истории европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма, последователей, но и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) - субъективный идеалист. Он ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм "вещей в себе" и явлений. Исходным пунктом его философии является тезис об автономности "Я". "Я" утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. "Я" есть - это самоочевидное суждение. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность "Я" у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. "Я" есть волевое, действующее существо.
Стремясь преодолеть дуализм Канта, Фихте отказался от кантовской "вещи в себе", отождествил мышление и бытие. Кантовский трансцендентальный субъект у него превратился в абсолютное начало всего существующего, в абсолютное "Я", из деятельности которого, по Фихте, объяснялся весь окружающий человека мир -"не - Я". Тем самым предметная сфера человека оказывалась продуктом его деятельности. В конечном счете "Я" осваивал "не - Я", достигал тождества с самим собой. Совпадение индивидуального и абсолютного "Я" - идеал всего движения и развития общества. Однако полное достижение этого идеала невозможно. Оно привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история - лишь бесконечное приближение к идеалу.
Идеи Фихте развивал его младший современник ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854). Он разработал учение о тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным "Я", в системе Шеллинга превратился в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Он, таким образом, в своих воззрениях занял позицию объективного идеализма. Оставалось решить вопрос, как из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений существующего мира. Отвечая на него, Шеллинг их возникновение рассматривал как "творческий акт", который недоступен для разума ж представляет собой интеллектуальную интуицию - синтез сознательной и бессознательной деятельности. Такой интуицией, по Шеллингу, обладают только особо одаренные люди, гении. В учении Шеллинга интеллектуальная интуиция, следовательно, являлась высшей формой философского творчества, тем инструментом, на основе которого саморазвертывалось тождество.
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) кантовской "вещи в себе" противопоставил диалектический принцип - сущность проявляется, явление существенно, отрицал учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции. Он утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др.
Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории - суть объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". "Абсолютная идея", таким образом, - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель - в самопознании.
Процесс самопознания "абсолютной идеи", "мирового разума" включает три этапа:
Пребывание самопознающей "абсолютной идеи" в ее собственной лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой "абсолютная идея" через самодвижение законов и категорий диалектики раскрывает свое содержание; логика как наука о себе и для себя).
Развитие природы как инобытия "абсолютной идеи", "окаменевший дух" (природа представляет собой внешнюю реальность "абсолютной идеи", ее проявление; философия природы как наука об идее инобытия).
Развитие общества и человеческого сознания - духа (дух - снятие природного проявления, возвращение идеи к самой себе, познание "мировым духом" самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия).
Движение "абсолютной идеи", а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития "абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится "абсолютным духом", является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.
От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона:
ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;
ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового.
Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признании разумности мира: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно". Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия. В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.
Наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма.
- Ф и л о с о ф и я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для всех специальностей
- 1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. История философии: направления и этапы.
- 3. Философия Древней Индии и Китая.
- Древнекитайская философия
- 4. Особенности и характерные черты античной философии.
- Материализм древнегреческой философии
- Идеализм Платона и его особенности
- Философия Аристотеля
- 5. Философия Средневековья: специфика и особенности.
- Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования
- Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
- 6. Английская философия XVII века.
- Учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
- Английская философия XVII в.
- 7. Немецкая классическая философия.
- Критика гегельянства "слева" (л. Фейербах. К. Маркс и ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, с. Кьеркегор и ф. Ницше).
- 8. Рационализм и иррационализм.
- 9. Позитивизм и неопозитивизм.
- 10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
- Специфика предмета марксистско-ленинской философии
- Марксистско-ленинская философия как научная система
- Единство материализма и диалектики в марксистской философии
- Диалектический материализм как единство диалектики, логики и теории познания
- Исторический материализм как философско-социологическое учение марксизма
- 11. Развитие философской мысли в России.
- В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания
- "Философия общего дела" н. Ф. Федорова
- 12. Философские категории, их сущность и происхождение.
- 13. Основные направления современной мировой философии.
- Феноменология
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- Герменевтика
- Основные положения герменевтики
- Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Постмодернизм
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма:
- Основные выводы по всему выше сказанному:
- 14. Философия Нового времени.
- 15. Познаваемость мира как философская проблема.
- 16. Проблема метода в философии.
- 17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
- 18. Понятие развития и прогресса.
- 19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления философско-методологической мысли
- 20. Общество как целостная система
- 21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества
- 22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 23. Гражданское общество и правовое государство
- 24. Философские проблемы экономики и политики экономическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
- Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
- Политическая жизнь общества
- Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
- 26. Право и правовое сознание
- 27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
- 28. Сущность и функции науки в современную эпоху
- 29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 30. Понятие общественного прогресса в социальной философии
- 31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты
- 32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
- Функции культуры
- Культура и социум
- 33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник развития социума
- 34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении данного вопроса в философии (исторический аспект)
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни
- 35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии: исторический аспект
- Социологический идеализм
- Географический детерминизм
- Исторический материализм
- Биологический детерминизм
- Психологическое направление
- Техническое напрвление
- Синтез социально-философского занания
- 36. Формирование философских понятий «материя» и «бытие» материя
- История взглядов на материю
- 37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности
- Роль научной рациональности
- 38.Социальные системы: понятие, сущностные характеристики
- Компоненты социальных систем
- Социальная система и ее среда
- Функции социальной системы
- 39. Социальные институты: сущность, структура, функции
- Типология социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Динамика социальных институтов
- 40. Социальные общности: понятие, формы, структура
- Понятие социальной общности. Конкретное многообразие общностей
- Социальные классы
- Понятие социальной стратификации
- Системы социальной стратификации