Функции культуры
Будучи сверхсложной системой, культура — и это вполне естественно — многофункциональна, т.е. выполняет ряд важных, жизненно необходимых для общества социальных функций. Об одной из этих функций — при-способительной — у нас уже был повод высказаться. Обозначим некоторые другие функции культуры.
Функция познавательная, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике (обуздание стихийных сил природы, оптимизация социальных отношений и тд.). Возможности культуры в этом отношении зависят от того, насколько полно она осуществляет синтез всех форм общественного сознания, предоставляя тем самым в распоряжение познающего субъекта целостную картину познания и освоения мира. В то же время — в порядке обратной связи — сама культура, ее уровень и состояние служат индикатором, позволяющим безошибочно судить об успехах человека в «очеловечении» природы и самого себя.
Функция информативная, связанная с накоплением и трансляцией социального опыта. Речь идет о трансляции по разным адресам: от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому. Подчеркнем, что другого, помимо культуры, механизма передачи «социальной наследственности» общество не имеет. Сама же культура для реализации этой функции должна представлять собой сложную и все более усложняющуюся по мере количественных и качественных изменений социального опыта знаковую систему. Такими знаками являются слова и понятия, математические символы, формулы науки, язык музыки и живописи, орудия производства и предметы потребления. В своей информативной функции культура выступает как «память» человечества.
Функция коммуникативная, позволяющая людям вступать в общение друг с другом. Нетрудно догадаться, как генетически связаны между собой коммуникативная и информативная функции: мы можем вступать в общение между собой только благодаря тем знаковым системам, которые предоставляют в наше распоряжение культура, и прежде всего благодаря естественным и искусственным языкам. Важное значение для налаживания и поддержания массовых коммуникаций имеет техническая культура общества. Даже невооруженным глазом заметно, как с помощью технических средств все большее значение приобретает косвенное общение, причем применение спутниковой связи позволяет сделать его масштабы воистину планетарными.
Функция нормативная, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых социальных групп. «Цензура» культуры распространяется буквально на все, что делают люди — на их труд и быт, на сферу межгрупповых и межличностных отношений. При этом возникают довольно существенные противоречия между требованиями культуры и индивидуальными особенностями, наклонностями, потребностями людей. О том, какие коллизии могут возникать при этом, хорошо сказано у З.Фрейда, видевшего в прессинге, осуществляемом «цензурой» культуры, главную причину невротических заболеваний. Между прочим, об уровне культуры общества надо, наверно, судить и по тому, насколько оно, с одной стороны, и индивид, с другой, способны гасить эти противоречия, не доводя их до стадии антагонизма. В этом отношении первостепенной является роль морали и права — главных регуляторов в системе культуры.
Функция цивилизационная, гуманистическая, выступающая в качестве главной, системообразующей функции культуры. Мы рассматриваем ее последней «по счету», ибо ее истинная роль может быть понята только после того, как охарактеризованы все ее другие функции. Приспособительная, познавательная, информативная, коммуникативная, нормативная функции культуры подчинены гуманистической (цивилизационной) и фактически выступают ее модификациями. И.Гердер писал:
«Гуманность — это сокровище и награда за все труды человеческие... Воспитание гуманности есть дело, которым следует заниматься непрестанно; в противном случае мы все... возвратимся к животному состоянию, к скотской грубости»'. Гуманистическая направленность культуры выполнет роль специфического селектора, призванного выводить за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное, возвращающее нас к нецивилизованному состоянию, равно как и попытки возродить подобные архаизмы. К сожалению, как мы увидим, эта селекторная роль не всегда эффективно реализуется.
Существует три подхода к пониманию культуры:
1. Эмпирический, описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, т.е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат. Отметим определенные недостатки такого подхода. Во-первых, культура предстает в этой концепции в статичном состоянии — в виде набора застывших продуктов деятельности человека. Во-вторых, жестко разводятся материальная и духовная области культуры. Такое разведение нередко из социальной философии проникает в историческую науку. Можно вспомнить, что академический Институт археологии в свое время назывался Институтом истории материальной культуры, что заведомо неверно, ибо археология по добываемым предметам исследует и историю духовной жизни общества.
Деление на материальную и духовную культуру, разумеется, условно и относительно. В действительности эти области единой системы культуры не только тесно взаимосвязаны, но и взаимопроникают друг в друга. Особенно отчетливо это выявляется в условиях научно-технической революции, ведущей ко все большей интеграции материальной и духовной культур. С одной стороны, непрерывно возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (техники средств массовой информации — печати, радио, телевидения, кино, «домашних» средств потребления культуры — телевизора, магнитофона, радиоприемника, электронных игр и учебных тренажеров), а с другой — в материальной культуре возрастает роль ее духовной стороны («онаучивание» производства, возрастание роли производственной эстетики и т.д.). На стыке материальной и духовной культур возникают такие общественные явления, которые нельзя отнести только к одной из них (например, дизайн). Все это свидетельствует о целостности культуры как общественного явления, но присущий в связи с этим культуре атрибут системности как раз и не фиксируется эмпирическим, описательным подходом: ведь сумма еще отнюдь не есть система.
2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором «культурность» и «некультурность», равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона. Вполне понятно, что такой подход носит в значительной степени произвольный и относительный характер. Так, с точки зрения европоцентризма мерой культурности всех остальных исторических регионов оказывается степень их приближенности к европейской культуре. При этом игнорируется приспособительная функция культуры: ведь то. что с европейской колокольни представляется «недоразвитостью» культуры, в действительности сплошь и рядом оказывается необходимым и достаточным для приспособления к конкретной среде, социальной и природной.
Сказанное сейчас о недостатках оценочного подхода вовсе не является призывом к его отбрасыванию. Ведь так или иначе историку приходится сравнивать и оценивать исторические эпохи по разным параметрам, в том числе и по уровню культурного развития, а посему и понятие «культура» по необходимости должно включать в себя оценочный момент.
3. Деятельностный подход, рассматривающий культуру как вне-биологический, специфически человеческий способ деятельности. Термин «внебиологический» в данном случае имеет целью выразить средства и механизмы, потенциально не заданные биологическим типом организации, а не сам материал их воплощения, который в принципе может иметь сугубо биологическую природу (например одомашненные животные).
- Ф и л о с о ф и я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для всех специальностей
- 1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. История философии: направления и этапы.
- 3. Философия Древней Индии и Китая.
- Древнекитайская философия
- 4. Особенности и характерные черты античной философии.
- Материализм древнегреческой философии
- Идеализм Платона и его особенности
- Философия Аристотеля
- 5. Философия Средневековья: специфика и особенности.
- Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования
- Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
- 6. Английская философия XVII века.
- Учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
- Английская философия XVII в.
- 7. Немецкая классическая философия.
- Критика гегельянства "слева" (л. Фейербах. К. Маркс и ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, с. Кьеркегор и ф. Ницше).
- 8. Рационализм и иррационализм.
- 9. Позитивизм и неопозитивизм.
- 10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
- Специфика предмета марксистско-ленинской философии
- Марксистско-ленинская философия как научная система
- Единство материализма и диалектики в марксистской философии
- Диалектический материализм как единство диалектики, логики и теории познания
- Исторический материализм как философско-социологическое учение марксизма
- 11. Развитие философской мысли в России.
- В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания
- "Философия общего дела" н. Ф. Федорова
- 12. Философские категории, их сущность и происхождение.
- 13. Основные направления современной мировой философии.
- Феноменология
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- Герменевтика
- Основные положения герменевтики
- Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Постмодернизм
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма:
- Основные выводы по всему выше сказанному:
- 14. Философия Нового времени.
- 15. Познаваемость мира как философская проблема.
- 16. Проблема метода в философии.
- 17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
- 18. Понятие развития и прогресса.
- 19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления философско-методологической мысли
- 20. Общество как целостная система
- 21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества
- 22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 23. Гражданское общество и правовое государство
- 24. Философские проблемы экономики и политики экономическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
- Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
- Политическая жизнь общества
- Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
- 26. Право и правовое сознание
- 27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
- 28. Сущность и функции науки в современную эпоху
- 29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 30. Понятие общественного прогресса в социальной философии
- 31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты
- 32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
- Функции культуры
- Культура и социум
- 33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник развития социума
- 34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении данного вопроса в философии (исторический аспект)
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни
- 35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии: исторический аспект
- Социологический идеализм
- Географический детерминизм
- Исторический материализм
- Биологический детерминизм
- Психологическое направление
- Техническое напрвление
- Синтез социально-философского занания
- 36. Формирование философских понятий «материя» и «бытие» материя
- История взглядов на материю
- 37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности
- Роль научной рациональности
- 38.Социальные системы: понятие, сущностные характеристики
- Компоненты социальных систем
- Социальная система и ее среда
- Функции социальной системы
- 39. Социальные институты: сущность, структура, функции
- Типология социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Динамика социальных институтов
- 40. Социальные общности: понятие, формы, структура
- Понятие социальной общности. Конкретное многообразие общностей
- Социальные классы
- Понятие социальной стратификации
- Системы социальной стратификации