В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания
Основоположником нового религиозного сознания стал крупнейший русский философ Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ. Его ставили в один ряд с Аврелием Августином, Ф. Шеллингом, сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше. Он и в самом деле не вписывался в какое-то одно течение или направление, синтезируя самые разнородные тенденции мировой философии.
Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной жизни человека. Причем, в отличие от некоторых своих предшественников и последователей, под христианством он подразумевал не какую-то одну из его конфессий, а их объединение, и его учение характеризуется межконфессиональностью.
Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая организующая сила".
"Космический разум", по мнению философа, состоит из множества элементарных сущностей, которые лежат в основе всякого явления или предмета и называются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые истечения Божества, "живые элементарные существа" или ИДЕИ, каждая из которых обладает определенной силой.
Непосредственным же субъектом всех изменений у русского мыслителя выступает МИРОВАЯ ДУША, которая обладает особой энергией, одухотворяющей все существующее. Однако действует она не самостоятельно, ей нужен божественный импульс. Таким импульсом, данным мировой душе от Бога, является ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА как определяющая форма всей ее деятельности.
Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название СОФИИ (греч, софия - мастерство, знание, мудрость) - МУДРОСТИ. В ней София - ключевое понятие. Поэтому учение русского мыслителя носит также название СОФИОЛОГИИ. В нем мировую душу-Софию он рассматривал как связующее звено между творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и человеческое. Его образ служит не только идеалом для каждого индивида, но и высшей целью развития всего человечества.
Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, т.е. принятие христианского вероуче
ния. Природный человек, не просветленный божественной истиной, противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Это приобщение составляет содержание соловьевской историософии.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Оно представляет собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предусматривает ВЕРУ В СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО НАЧАЛА - БОГА. Цельное знание, по Соловьеву, невозможно получить только эмпирическими и рациональными средствами. Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное - особенности самого мышления. Однако истина или сущее не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Так Соловьев в своей концепции попытался совместить принцип автономии разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся базой богословия. Другими словами: русский мыслитель пришел к выводу о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называл "свободной теософией", позволяло рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.
- Ф и л о с о ф и я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для всех специальностей
- 1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. История философии: направления и этапы.
- 3. Философия Древней Индии и Китая.
- Древнекитайская философия
- 4. Особенности и характерные черты античной философии.
- Материализм древнегреческой философии
- Идеализм Платона и его особенности
- Философия Аристотеля
- 5. Философия Средневековья: специфика и особенности.
- Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования
- Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
- 6. Английская философия XVII века.
- Учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
- Английская философия XVII в.
- 7. Немецкая классическая философия.
- Критика гегельянства "слева" (л. Фейербах. К. Маркс и ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, с. Кьеркегор и ф. Ницше).
- 8. Рационализм и иррационализм.
- 9. Позитивизм и неопозитивизм.
- 10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
- Специфика предмета марксистско-ленинской философии
- Марксистско-ленинская философия как научная система
- Единство материализма и диалектики в марксистской философии
- Диалектический материализм как единство диалектики, логики и теории познания
- Исторический материализм как философско-социологическое учение марксизма
- 11. Развитие философской мысли в России.
- В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания
- "Философия общего дела" н. Ф. Федорова
- 12. Философские категории, их сущность и происхождение.
- 13. Основные направления современной мировой философии.
- Феноменология
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- Герменевтика
- Основные положения герменевтики
- Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Постмодернизм
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма:
- Основные выводы по всему выше сказанному:
- 14. Философия Нового времени.
- 15. Познаваемость мира как философская проблема.
- 16. Проблема метода в философии.
- 17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
- 18. Понятие развития и прогресса.
- 19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления философско-методологической мысли
- 20. Общество как целостная система
- 21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества
- 22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 23. Гражданское общество и правовое государство
- 24. Философские проблемы экономики и политики экономическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
- Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
- Политическая жизнь общества
- Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества
- Роль государства в политической жизни общества
- Политическая жизнь общества и политическое сознание
- 25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
- 26. Право и правовое сознание
- 27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
- 28. Сущность и функции науки в современную эпоху
- 29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 30. Понятие общественного прогресса в социальной философии
- 31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты
- 32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума
- Функции культуры
- Культура и социум
- 33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник развития социума
- 34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении данного вопроса в философии (исторический аспект)
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни
- 35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии: исторический аспект
- Социологический идеализм
- Географический детерминизм
- Исторический материализм
- Биологический детерминизм
- Психологическое направление
- Техническое напрвление
- Синтез социально-философского занания
- 36. Формирование философских понятий «материя» и «бытие» материя
- История взглядов на материю
- 37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности
- Роль научной рациональности
- 38.Социальные системы: понятие, сущностные характеристики
- Компоненты социальных систем
- Социальная система и ее среда
- Функции социальной системы
- 39. Социальные институты: сущность, структура, функции
- Типология социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Динамика социальных институтов
- 40. Социальные общности: понятие, формы, структура
- Понятие социальной общности. Конкретное многообразие общностей
- Социальные классы
- Понятие социальной стратификации
- Системы социальной стратификации