[Править]Педагогические идеи
Основная статья: Мысли о воспитании
Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.
«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)[1].
Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни.
Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.
Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия, родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы.[2]
Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей»[3].
- 1.Томас гоббс
- Учение о религии
- Второй период
- Основной принцип натурфилософии Шеллинга
- Первая задача натурфилософии
- Переход от неорганической к органической природе
- Влияние натурфилософии
- Третий период
- [Править]Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте
- [Править]Философия тождества
- [Править]Четвёртый период
- [Править]Вопрос о происхождении зла
- [Править]Позитивная философия Шеллинга
- Локк, Джон
- Философия
- [Править]Педагогические идеи
- Юм, Дэвид
- Философия
- Кант, Иммануил
- Философия [править]Теория познания
- [Править]Этика [править]Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- Нравственное учение и проблема религии
- Эстетика
- О человеке
- Идея права и государства
- О конце сущего
- Бэкон, Фрэнсис
- Научное познание
- Метод познания
- Препятствия на пути познания
- Средневековая философия
- Общая характеристика
- Блаженный Августин
- [Править]Фома Аквинский
- [Править]Григорий Палама
- Реализм (философия)
- [Править]Реализм против номинализма
- Реализм против индивидуализма
- Реализм против антиреализма
- [Править]Аргументы за реализм и против реализма
- Критический реализм
- Номинализм
- [Править]Античная философия
- [Править]Философия Возрождения и Новоевропейская философия
- [Править]Современность
- 4 Эллинизм
- Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители.
- Философия стоиков
- Эпикуреизм
- [Править]«Четвероякое лекарство»
- [Править]Наиболее известные представители Эпикурейской школы
- [Править]Судьба эпикуреизма
- Скептицизм
- Натурфилософия
- Философия пифагорейцев
- Атомизм
- Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
- Философия
- [Править]Диалектика Гегеля
- Философия Фихте
- [Править]Нравственное учение
- Философские взгляды Сократа
- Сократовы парадоксы
- [Править]Сократический метод
- Учение о душе Дуализм души и тела
- [Править]Три части души
- [Править]Первый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Второй аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Третий аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Судьба души человека
- [Править]Учение о познании
- [Править]Диалектика Платона
- Аристотель
- [Править]Философское учение Аристотеля
- Учение о четырёх причинах
- Категории философии
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- [Править]Внутренний конфликт
- Учение о государстве
- Декарт, Рене
- ]Философия
- Метод радикального сомнения
- Доказательство существования Бога
- [Править]Этические взгляды
- [Править]Экзистенциальная парадигма
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм
- Философия Лейбница
- [Править]Философские принципы
- [Править]Монадология
- Спиноза, Бенедикт
- Философия
- [Править]Субстанция
- [Править]Атрибут
- [Править]Протяжение
- [Править]Мышление
- [Править]Причинность
- [Править]Аффекты
- [Править]«Философ барокко»
- [Править]Философия Спинозы в России