Философия стоиков
Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.). Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи. Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему. Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.). Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний). Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим. Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства. Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа. Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе. Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним. Основными задачами стоической философии были:
Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
Пробуждение в человеке голоса Совести.
Воспитание веротерпимости и любви к людям.
Воспитание чувства юмора.
Умение применять все это на практике.
- 1.Томас гоббс
- Учение о религии
- Второй период
- Основной принцип натурфилософии Шеллинга
- Первая задача натурфилософии
- Переход от неорганической к органической природе
- Влияние натурфилософии
- Третий период
- [Править]Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте
- [Править]Философия тождества
- [Править]Четвёртый период
- [Править]Вопрос о происхождении зла
- [Править]Позитивная философия Шеллинга
- Локк, Джон
- Философия
- [Править]Педагогические идеи
- Юм, Дэвид
- Философия
- Кант, Иммануил
- Философия [править]Теория познания
- [Править]Этика [править]Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- Нравственное учение и проблема религии
- Эстетика
- О человеке
- Идея права и государства
- О конце сущего
- Бэкон, Фрэнсис
- Научное познание
- Метод познания
- Препятствия на пути познания
- Средневековая философия
- Общая характеристика
- Блаженный Августин
- [Править]Фома Аквинский
- [Править]Григорий Палама
- Реализм (философия)
- [Править]Реализм против номинализма
- Реализм против индивидуализма
- Реализм против антиреализма
- [Править]Аргументы за реализм и против реализма
- Критический реализм
- Номинализм
- [Править]Античная философия
- [Править]Философия Возрождения и Новоевропейская философия
- [Править]Современность
- 4 Эллинизм
- Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители.
- Философия стоиков
- Эпикуреизм
- [Править]«Четвероякое лекарство»
- [Править]Наиболее известные представители Эпикурейской школы
- [Править]Судьба эпикуреизма
- Скептицизм
- Натурфилософия
- Философия пифагорейцев
- Атомизм
- Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
- Философия
- [Править]Диалектика Гегеля
- Философия Фихте
- [Править]Нравственное учение
- Философские взгляды Сократа
- Сократовы парадоксы
- [Править]Сократический метод
- Учение о душе Дуализм души и тела
- [Править]Три части души
- [Править]Первый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Второй аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Третий аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Судьба души человека
- [Править]Учение о познании
- [Править]Диалектика Платона
- Аристотель
- [Править]Философское учение Аристотеля
- Учение о четырёх причинах
- Категории философии
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- [Править]Внутренний конфликт
- Учение о государстве
- Декарт, Рене
- ]Философия
- Метод радикального сомнения
- Доказательство существования Бога
- [Править]Этические взгляды
- [Править]Экзистенциальная парадигма
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм
- Философия Лейбница
- [Править]Философские принципы
- [Править]Монадология
- Спиноза, Бенедикт
- Философия
- [Править]Субстанция
- [Править]Атрибут
- [Править]Протяжение
- [Править]Мышление
- [Править]Причинность
- [Править]Аффекты
- [Править]«Философ барокко»
- [Править]Философия Спинозы в России