[Править]Причинность
Причинность. Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, «вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» (Э:I, т.33). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».
На уровне человека (как и на уровне любой другой вещи) это означает полное отсутствие такого явления как «свобода воли». Мнение о свободе воли возникает из мнимого, кажущегося произвола действий людей, «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают» (Э:III т.2). Поэтому «ребёнок убеждён, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик — что он свободно желает мщения, трус — бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад» (Э:III, т.2). Свободу Спиноза противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. «Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо». Человеческая свобода есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция, Бог, Творец. Желание жить в соответствии с порядком и связью вещей и есть любовь к Богу, приносящее человеку спасение, или человеческую меру свободы. Религиозные заповеди (заповеди Моисея) прямо или косвенно могут быть рассмотренны как всё те же вечные законы, или как тот же порядок и связь вещей в природе (Богословско-политический трактат). Понятие причинности призвано главным образом указать на источник счастья и несчастья человека (в меньшей степени ради содействия развития физики). В отношении к свободе человека очень важно понятие о «внешней помощи Бога» и «внутренней помощи Бога». Внешняя — когда порядок и связь вне человека (материальный мир) не вступает в противоречие с желанием человека произвести какое-либо действие (что можно назвать «в соответствии с порядком вещей» независимо от знания); Внутренняя — когда знание содействует человеку произвести действие в согласии с порядком и связью самих вещей. Отсутствие обоих есть человеческое несчастье.
- 1.Томас гоббс
- Учение о религии
- Второй период
- Основной принцип натурфилософии Шеллинга
- Первая задача натурфилософии
- Переход от неорганической к органической природе
- Влияние натурфилософии
- Третий период
- [Править]Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте
- [Править]Философия тождества
- [Править]Четвёртый период
- [Править]Вопрос о происхождении зла
- [Править]Позитивная философия Шеллинга
- Локк, Джон
- Философия
- [Править]Педагогические идеи
- Юм, Дэвид
- Философия
- Кант, Иммануил
- Философия [править]Теория познания
- [Править]Этика [править]Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- Нравственное учение и проблема религии
- Эстетика
- О человеке
- Идея права и государства
- О конце сущего
- Бэкон, Фрэнсис
- Научное познание
- Метод познания
- Препятствия на пути познания
- Средневековая философия
- Общая характеристика
- Блаженный Августин
- [Править]Фома Аквинский
- [Править]Григорий Палама
- Реализм (философия)
- [Править]Реализм против номинализма
- Реализм против индивидуализма
- Реализм против антиреализма
- [Править]Аргументы за реализм и против реализма
- Критический реализм
- Номинализм
- [Править]Античная философия
- [Править]Философия Возрождения и Новоевропейская философия
- [Править]Современность
- 4 Эллинизм
- Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители.
- Философия стоиков
- Эпикуреизм
- [Править]«Четвероякое лекарство»
- [Править]Наиболее известные представители Эпикурейской школы
- [Править]Судьба эпикуреизма
- Скептицизм
- Натурфилософия
- Философия пифагорейцев
- Атомизм
- Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
- Философия
- [Править]Диалектика Гегеля
- Философия Фихте
- [Править]Нравственное учение
- Философские взгляды Сократа
- Сократовы парадоксы
- [Править]Сократический метод
- Учение о душе Дуализм души и тела
- [Править]Три части души
- [Править]Первый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Второй аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Третий аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Судьба души человека
- [Править]Учение о познании
- [Править]Диалектика Платона
- Аристотель
- [Править]Философское учение Аристотеля
- Учение о четырёх причинах
- Категории философии
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- [Править]Внутренний конфликт
- Учение о государстве
- Декарт, Рене
- ]Философия
- Метод радикального сомнения
- Доказательство существования Бога
- [Править]Этические взгляды
- [Править]Экзистенциальная парадигма
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм
- Философия Лейбница
- [Править]Философские принципы
- [Править]Монадология
- Спиноза, Бенедикт
- Философия
- [Править]Субстанция
- [Править]Атрибут
- [Править]Протяжение
- [Править]Мышление
- [Править]Причинность
- [Править]Аффекты
- [Править]«Философ барокко»
- [Править]Философия Спинозы в России