Третий период
Система трансцендентального идеализма делится, наподобие трёх критик Канта, на три части:
в первой, теоретической, исследуется процесс объективации, происходящий путем воспроизведения разумом природы объективного;
во второй, практической, — создание объективного в свободном действии;
в третьей, эстетической, — процесс художественного творчества, в котором противоположность теоретического и практического начала находит свой высший синтез.
Органом трансцендентального исследования Шеллинг считает интеллектуальную интуицию, то есть способность к внутреннему усмотрению своих собственных актов. В интеллектуальной интуиции интеллигенция непосредственно усматривает свою собственную сущность. В развитии объективного Шеллинг различает три эпохи, в которых интеллигенция последовательно переходит от смутного и связанного состояния к свободному волевому акту.
Первая эпоха начинается с возникновения ощущения. Ощущение обусловлено собственным самоограничением, полаганием предела своему «я». Оно есть сознание этого ограничения, представляющегося для сознания как что-то внешнее.
Ощущение, сознанное как внешний объект, явственно различаемый от субъекта, превращается в продуктивное созерцание, знаменующее собой вторую эпоху.
Третью эпоху составляет рефлексия, то есть свободное рассмотрение продуктов созерцания, обращающееся по произволу от одного объекта к другому.
Этот ход развития объективного в сознании вполне соответствует, по Шеллингу, развитию природы, открываемому в натурфилософии. Как здесь исходным пунктом является самоограничение, так там динамический процесс возникает из ограничения отталкивающей силы притягательной. В одном случае продуктом является ощущение, в другом — материя. Подобным образом все ступени познания соответствуют ступеням природы. Причина этого соответствия и совпадения лежит в том, что оба процесса коренятся в одной и той же сущности и в известном смысле идентичны. Возможность свободного действия обусловлена способностью абсолютно абстрагироваться от всех объектов. При посредстве этого абстрагирования «я» сознает себя как самостоятельное, самодеятельное начало. Возникающая при этом деятельность практического «я» становится целеположной. Волевая деятельность направляется на внешние нам индивидуальности. В этом взаимоотношении с другими существами она и получает свое разнообразное содержание.
Трансцендентальный идеализм приводит Шеллинга к пониманию исторического процесса, как осуществления свободы. Однако поскольку здесь имеется в виду свобода всех, а не отдельных индивидуумов, это осуществление имеет своим ограничением правовой порядок. Созидание такого правового порядка совмещает в себе свободу и необходимость. Необходимость присуща бессознательным факторам исторического процесса, свобода — сознательным. Оба процесса ведут к одной и той же цели. Совпадение необходимого и свободного в осуществлении мировой цели указывает на то, что в основе мира лежит некоторое абсолютное тождество, которое и есть Бог.
Участие божественной силы в историческом процессе проявляется трояко:
прежде всего в виде слепой силы рока, властвующего над людьми; таков первый фаталистический период, отличающийся трагическим характером.
Во втором периоде, к которому относится и современность, властвующим принципом является механическая закономерность.
В третьем периоде божественная мощь проявится как провидение. «Когда наступит этот период, тогда будет и Бог» — загадочно утверждает Шеллинг.
Если в истории абсолютное совпадение необходимого и свободного существует только в Боге, то в искусстве это же совпадение имеет место в творчестве художника. Художественное творчество, представляя собой планомерный акт, совершается так же бессознательно и необходимо, как и процесс природы. Такая необходимость является для художника чем-то вроде роковой судьбы — но эта судьба, этот рок и есть его гений. В искусстве развитие самосознания получает свое завершение.
В первой, теоретической, стадии оно является миросозерцающим,
во второй, практической, — мироупорядочивающим,
в третьей, художественной, оно обнаруживается как творящее мир.
Открываемая Шеллингом аналогия между художественным творчеством и мировой историей дает возможность нового эстетического обоснования космологии. При этом мир понимается как продукт художественного творчества Бога, и, наоборот, всякое произведение искусства — как своего рода микрокосм. Эта эстетическая точка зрения получила впоследствии талантливое, но весьма одностороннее развитие в философии мировой фантазии Фрошаммера.
- 1.Томас гоббс
- Учение о религии
- Второй период
- Основной принцип натурфилософии Шеллинга
- Первая задача натурфилософии
- Переход от неорганической к органической природе
- Влияние натурфилософии
- Третий период
- [Править]Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте
- [Править]Философия тождества
- [Править]Четвёртый период
- [Править]Вопрос о происхождении зла
- [Править]Позитивная философия Шеллинга
- Локк, Джон
- Философия
- [Править]Педагогические идеи
- Юм, Дэвид
- Философия
- Кант, Иммануил
- Философия [править]Теория познания
- [Править]Этика [править]Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- Нравственное учение и проблема религии
- Эстетика
- О человеке
- Идея права и государства
- О конце сущего
- Бэкон, Фрэнсис
- Научное познание
- Метод познания
- Препятствия на пути познания
- Средневековая философия
- Общая характеристика
- Блаженный Августин
- [Править]Фома Аквинский
- [Править]Григорий Палама
- Реализм (философия)
- [Править]Реализм против номинализма
- Реализм против индивидуализма
- Реализм против антиреализма
- [Править]Аргументы за реализм и против реализма
- Критический реализм
- Номинализм
- [Править]Античная философия
- [Править]Философия Возрождения и Новоевропейская философия
- [Править]Современность
- 4 Эллинизм
- Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители.
- Философия стоиков
- Эпикуреизм
- [Править]«Четвероякое лекарство»
- [Править]Наиболее известные представители Эпикурейской школы
- [Править]Судьба эпикуреизма
- Скептицизм
- Натурфилософия
- Философия пифагорейцев
- Атомизм
- Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
- Философия
- [Править]Диалектика Гегеля
- Философия Фихте
- [Править]Нравственное учение
- Философские взгляды Сократа
- Сократовы парадоксы
- [Править]Сократический метод
- Учение о душе Дуализм души и тела
- [Править]Три части души
- [Править]Первый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Второй аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Третий аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Судьба души человека
- [Править]Учение о познании
- [Править]Диалектика Платона
- Аристотель
- [Править]Философское учение Аристотеля
- Учение о четырёх причинах
- Категории философии
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- [Править]Внутренний конфликт
- Учение о государстве
- Декарт, Рене
- ]Философия
- Метод радикального сомнения
- Доказательство существования Бога
- [Править]Этические взгляды
- [Править]Экзистенциальная парадигма
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм
- Философия Лейбница
- [Править]Философские принципы
- [Править]Монадология
- Спиноза, Бенедикт
- Философия
- [Править]Субстанция
- [Править]Атрибут
- [Править]Протяжение
- [Править]Мышление
- [Править]Причинность
- [Править]Аффекты
- [Править]«Философ барокко»
- [Править]Философия Спинозы в России