[Править]Монадология
Лейбниц — один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм, или монадология. Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений, или феноменов, служат простые субстанции, илимонады (от греч. monados — единица)[87]. Все монады просты и не содержат частей[88]. Их бесконечно много[89]. Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой, двух абсолютно тождественных монад не существует[13]. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. Идею, согласно которой в мире не существует абсолютно схожих монад или двух совершенно одинаковых вещей, Лейбниц сформулировал как принцип «всеобщего различия» и в то же время как тождество «неразличимых», выдвинув тем самым глубоко диалектическую идею[47]. Согласно Лейбницу, монады, саморазвертывающие все своё содержание благодаря самосознанию, являются самостоятельными и самодеятельными силами, которые приводят все материальные вещи в состояние движения[47]. По Лейбницу, монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос)[89].
Простые субстанции создаются Богом одномоментно, и каждая из них может быть уничтожена только вся сразу, за один момент, то есть простые субстанции могут получить начало только путём творения и погибнуть только через уничтожение, в то время как то, что сложно, начинается или кончается по частям[88]. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кроме Бога. Лейбниц в своей одной из итоговых работ, «Монадологии» (1714)[4], использует следующее метафорическое определение автономности существования простых субстанций: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти»[88]. Монада способна к изменению своего состояния, и все естественные изменения монады исходят из её внутреннего принципа. Деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады, называется стремлением[88].
Все монады способны к перцепции или восприятию своей внутренней жизни. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия, илиапперцепции[88].
Для простых субстанций, имеющих только восприятие и стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. При этом, согласно Лейбницу, не существует совершенно неодушевлённой природы. Поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна. Минералы и растения — это как бы спящие монады с бессознательными представлениями[56].
Разумные души, составляя особое Царство Духа, находятся на особом положении. Бесконечный прогресс всей совокупности монад как бы представлен в двух аспектах. Первый — это развитие царства природы, где главенствует механическая необходимость. Второй — это развитие царства духа, где основным законом является свобода. Под последней Лейбниц понимает, в духе новоевропейскогорационализма, познание вечных истин. Души в системе Лейбница представляют, по его собственному выражению, «живые зеркала Вселенной»[13]. Однако разумные души представляют собой вместе с тем отображения самого Божества, или самого Творца природы[88].
В каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная. Лейбниц причудливо комбинирует атомизм Демокрита с различием актуального и потенциального у Аристотеля. Жизнь появляется тогда, когда атомы пробуждаются. Эти же монады могут достигать уровнясамосознания (апперцепции). Разум человека — это тоже монада, а привычные атомы — это спящие монады. Монада обладает двумя характеристиками — стремлением и восприятием[88][89].
Лейбниц делает утверждение, что пространство и время субъективны — это способы восприятия, свойственные монадам. В этом Лейбниц повлиял на Иммануила Канта, в философской системе которого время рассматривается как априорная, то есть доопытная форма чувственного созерцания. Кант писал: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта... Время есть чистая форма чувственного созерцания... Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния... Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще... Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения»[90].
Лейбниц, раскрывая содержание понятия времени, использовал термин «феномен»; он объяснял, что пространство и время не реальности, существующие сами по себе, а феномены, вытекающие из существования других реальностей; согласно Лейбницу, пространство представляет собой порядок размещения тел, то, посредством чего они, сосуществуя, обретают определённое местоположение относительно друг друга; время представляет собой аналогичный порядок, который относится уже к последовательности тел, и что если бы не было живых созданий, пространство и время остались бы только в идеях Бога. Эта концепция была особенно чётко выражена в письмах Лейбница ньютонианцу С. Кларку[91]. Ю. Б. Молчанов предложил называть эту концепцию реляционной[92][93].
В концепции времени Лейбница определённую роль играют малые восприятия, характерные для отдельно взятой монады. Лейбниц писал[94]:
...действие ...малых восприятий гораздо более значительно, чем это думают. Именно они образуют те, не поддающиеся определению вкусы, те образы чувственных качеств, ясных в совокупности, но не отчётливых в своих частях, те впечатления, которые производят на нас окружающие нас тела и которые заключают в себе бесконечность, — ту связь, в которой находится каждое существо со всей остальной Вселенной. Можно даже сказать, что в силу этих малых восприятий настоящее чревато будущим и обременено прошедшим, что всё находится во взаимном согласии… и что в ничтожнейшей из субстанций взор, столь же проницательный, как взор божества, мог бы прочесть всю историю Вселенной...
При жизни Лейбница «Монадология» не публиковалась[47]. Поскольку в авторском тексте работы названия не было, имеются публикации с различными названиями[47]. Впервые это сочинение было издано на немецком языке в переводе Г. Келера: «Lehrsätze über die Monadologie…», Frankf.-Lpz., 1720, и переиздано в 1740 году[47]. Затем вышел латинский перевод под названием «Principia philosophiae…» в «Acta eruditorum Lipsiae publicantur». Supplemente, t. 7, sect. 11, 1721[47]. Французский оригинал работы был издан Эрдманном вместе с «Новыми опытами» лишь в 1840 году («Opera philosophica…», Bd. 1—2, В.)[47]. Лучшие издания оригинала принадлежат Гюйо (1904) и Робине (1954)[47]. Лучшим немецким изданием считается издание 1956 года[47].
- 1.Томас гоббс
- Учение о религии
- Второй период
- Основной принцип натурфилософии Шеллинга
- Первая задача натурфилософии
- Переход от неорганической к органической природе
- Влияние натурфилософии
- Третий период
- [Править]Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте
- [Править]Философия тождества
- [Править]Четвёртый период
- [Править]Вопрос о происхождении зла
- [Править]Позитивная философия Шеллинга
- Локк, Джон
- Философия
- [Править]Педагогические идеи
- Юм, Дэвид
- Философия
- Кант, Иммануил
- Философия [править]Теория познания
- [Править]Этика [править]Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- Нравственное учение и проблема религии
- Эстетика
- О человеке
- Идея права и государства
- О конце сущего
- Бэкон, Фрэнсис
- Научное познание
- Метод познания
- Препятствия на пути познания
- Средневековая философия
- Общая характеристика
- Блаженный Августин
- [Править]Фома Аквинский
- [Править]Григорий Палама
- Реализм (философия)
- [Править]Реализм против номинализма
- Реализм против индивидуализма
- Реализм против антиреализма
- [Править]Аргументы за реализм и против реализма
- Критический реализм
- Номинализм
- [Править]Античная философия
- [Править]Философия Возрождения и Новоевропейская философия
- [Править]Современность
- 4 Эллинизм
- Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители.
- Философия стоиков
- Эпикуреизм
- [Править]«Четвероякое лекарство»
- [Править]Наиболее известные представители Эпикурейской школы
- [Править]Судьба эпикуреизма
- Скептицизм
- Натурфилософия
- Философия пифагорейцев
- Атомизм
- Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
- Философия
- [Править]Диалектика Гегеля
- Философия Фихте
- [Править]Нравственное учение
- Философские взгляды Сократа
- Сократовы парадоксы
- [Править]Сократический метод
- Учение о душе Дуализм души и тела
- [Править]Три части души
- [Править]Первый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Второй аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Третий аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
- [Править]Судьба души человека
- [Править]Учение о познании
- [Править]Диалектика Платона
- Аристотель
- [Править]Философское учение Аристотеля
- Учение о четырёх причинах
- Категории философии
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- [Править]Внутренний конфликт
- Учение о государстве
- Декарт, Рене
- ]Философия
- Метод радикального сомнения
- Доказательство существования Бога
- [Править]Этические взгляды
- [Править]Экзистенциальная парадигма
- Лейбниц, Готфрид Вильгельм
- Философия Лейбница
- [Править]Философские принципы
- [Править]Монадология
- Спиноза, Бенедикт
- Философия
- [Править]Субстанция
- [Править]Атрибут
- [Править]Протяжение
- [Править]Мышление
- [Править]Причинность
- [Править]Аффекты
- [Править]«Философ барокко»
- [Править]Философия Спинозы в России