V. Классификация по форме организации деятельности учеников.
По способам организации деятельности учеников и проведения исследований научные школы можно классифицировать как школы с индивидуальными и коллективными формами работы. С одной стороны, утвердилось мнение, что для научных школ характерен именно коллективный стиль работы, когда цель каждого члена совпадает с целью всего коллектива. Это происходит потому, что исследования каждого члена школы осуществляется в плане решения проблемы, поставленной программой, а значение полученного результата определяется тем, насколько он влияет на развитие программы. Даже если исследования членов школы напрямую не связаны, формами организация общения и взаимодействия в школах являются различного рода семинары, которые чаще всего носят неформальный характер. Научные семинары выполняют двоякую функцию: обеспечивают взаимосвязь и согласованность проводимых исследований, позволяют отслеживать и обобщать полученные результаты, т.е. осуществлять управление коллективным исследованием, а также решать педагогические задачи по обучению участников семинара. К этому типу относятся наибольшее количество получивших мировое признание научных школ в их классическом варианте.
С другой стороны, варианты, когда руководитель школы индивидуально работает с каждым членом школы, проводящим свое собственное исследование, также нельзя исключать из числа научных школ, поскольку при идентификации современных научных школ зачастую используются такие показатели, как количество докторов и кандидатов наук, в том числе подготовленных в рамках данной школы, число статей, книг, докладов, премий, частота цитирования в научной литературе, степень актуальности исследований и возможность применения результатов и т.д.
- Междисциплинарная
- Оглавление
- Глава первая Понятие научной школы. Классификация научных школ
- I. Классификация научных школ исходя из их структуры.
- II. Классификация по основе научно-исследовательской программы.
- III. Классификация по широте исследуемой предметной области.
- IV. Классификация по функциональному назначению продуцируемых знаний.
- V. Классификация по форме организации деятельности учеников.
- VI. Классификация по типу связей между поколениями.
- VII. Классификация по степени институализации.
- Глава вторая Сведения об основателе и руководителе междисциплинарной научной школы «Теория рациональной повседневности (социальная эпистемология)»
- Глава третья Состав, основные достижения участников, главные направления исследований, планы и перспективы научной школы «Теория рационального действия (социальная эпистемология)»
- 1. Обыденное знание как предмет рефлексии неклассической эпистемологии.
- 2. Истина и рациональность в свете неклассической эпистемологии.
- 3. Обыденное знание как прообраз научного познания.
- Глава четвертая Методические указания участнику научной школы «Теория рационального действия (социальная эпистемология)» по проведению научно-исследовательской работы
- 2. Что в повседневности служит упорядочиванию сознания, приучает людей к следованию ясному, публичному, равному для всех моральному правилу и правовому закону?
- Глава пятая
- Этические принципы научной школы
- «Теория рационального действия (социальная эпистемология)»
- 1. Общие принципы научной деятельности
- 5. Научные публикации