1. Общие принципы научной деятельности
а) Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность:
— точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;
— правило "систематического скептицизма": открытость для сомнений, даже по поводу своих собственных результатов и результатов работы своего коллектива;
— осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкования в результате методически ограниченной возможности установления объекта исследований (сверхгенерализация, чрезмерное обобщение).
b) Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество:
— обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;
— активное содействие научному росту молодых ученых;
— открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;
— внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.
c) Нормы, регулирующие публикацию результатов:
— обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного финансирования (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований);
— не представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке);
— честное признание заслуг и должная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг) (…)
- Междисциплинарная
- Оглавление
- Глава первая Понятие научной школы. Классификация научных школ
- I. Классификация научных школ исходя из их структуры.
- II. Классификация по основе научно-исследовательской программы.
- III. Классификация по широте исследуемой предметной области.
- IV. Классификация по функциональному назначению продуцируемых знаний.
- V. Классификация по форме организации деятельности учеников.
- VI. Классификация по типу связей между поколениями.
- VII. Классификация по степени институализации.
- Глава вторая Сведения об основателе и руководителе междисциплинарной научной школы «Теория рациональной повседневности (социальная эпистемология)»
- Глава третья Состав, основные достижения участников, главные направления исследований, планы и перспективы научной школы «Теория рационального действия (социальная эпистемология)»
- 1. Обыденное знание как предмет рефлексии неклассической эпистемологии.
- 2. Истина и рациональность в свете неклассической эпистемологии.
- 3. Обыденное знание как прообраз научного познания.
- Глава четвертая Методические указания участнику научной школы «Теория рационального действия (социальная эпистемология)» по проведению научно-исследовательской работы
- 2. Что в повседневности служит упорядочиванию сознания, приучает людей к следованию ясному, публичному, равному для всех моральному правилу и правовому закону?
- Глава пятая
- Этические принципы научной школы
- «Теория рационального действия (социальная эпистемология)»
- 1. Общие принципы научной деятельности
- 5. Научные публикации