VI. Классификация по типу связей между поколениями.
По типу отношений между поколениями можно выделить одноуровневые и многоуровневые научные школы. В одноуровневых школах существует одно поколение учеников, и когда ученики становятся самостоятельными, и у них появляются свои ученики, то они создают собственные научные школы. Так, к примеру, школу Л. С. Выготского следует считать первичной. Хотя в ней и присутствовали два поколения учеников: так называемые «тройка» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев) и «пятерка» (А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова и Л.С. Славина) - прямым научным руководителем всех исследований являлся Л.С. Выготский. А в дальнейшем, став самостоятельными учеными и получив признание, они формировали собственные научные школы.
В многоуровневых школах присутствуют одновременно два и более поколений учеников, объединяемых под руководством основателя школы, но непосредственное руководство начинающими исследователями осуществляют, как правило, более старшие и опытные члены школы. Такие школы характерны, как правило, для точных (физико-математических, технических) наук. В Кавендишской лаборатории Резерфорд обычно передавал детальное руководство работами одному из своих старших сотрудников. Он всегда сам интересовался как выбором научной тематики, так и методическим подходом к решению поставленных задач, но лично руководил экспериментами, проводимыми одновременно лишь двумя или тремя исследователями. Еще за одного или двух молодых сотрудников, ведущих исследования по общим вопросам радиоактивности, отвечал Эллис, а за всех остальных - Чадвик. При этом все исследователи считали себя учениками Резерфорда и были членами большой «кавендишской семьи»: раз в год они подавали письменный отчет о своей работе, который потом возвращался с резолюцией Резерфорда и время от времени он посещал каждого прямо на рабочем месте. Всегда и во всем чувствовалось его присутствие.
- Междисциплинарная
- Оглавление
- Глава первая Понятие научной школы. Классификация научных школ
- I. Классификация научных школ исходя из их структуры.
- II. Классификация по основе научно-исследовательской программы.
- III. Классификация по широте исследуемой предметной области.
- IV. Классификация по функциональному назначению продуцируемых знаний.
- V. Классификация по форме организации деятельности учеников.
- VI. Классификация по типу связей между поколениями.
- VII. Классификация по степени институализации.
- Глава вторая Сведения об основателе и руководителе междисциплинарной научной школы «Теория рациональной повседневности (социальная эпистемология)»
- Глава третья Состав, основные достижения участников, главные направления исследований, планы и перспективы научной школы «Теория рационального действия (социальная эпистемология)»
- 1. Обыденное знание как предмет рефлексии неклассической эпистемологии.
- 2. Истина и рациональность в свете неклассической эпистемологии.
- 3. Обыденное знание как прообраз научного познания.
- Глава четвертая Методические указания участнику научной школы «Теория рационального действия (социальная эпистемология)» по проведению научно-исследовательской работы
- 2. Что в повседневности служит упорядочиванию сознания, приучает людей к следованию ясному, публичному, равному для всех моральному правилу и правовому закону?
- Глава пятая
- Этические принципы научной школы
- «Теория рационального действия (социальная эпистемология)»
- 1. Общие принципы научной деятельности
- 5. Научные публикации