К. Н. Леонтьев о византийском элементе в российской культуре. Критика панславизма ( по работе "Византизм и славянство").
Опустим рассуждения Леонтьева о древнем мире и сразу перейдем к Византии. Он призывал к пересмотру истории Восточно-Римской империи, но сам ее плохо знал и, повидимому, черпал информацию преимущественно из трудов Амедея Тьерри и Алои-сия Пихлера, а с работами Рамбо м он познакомился значительно позднее. После его смерти начался новый пересмотр византийской истории, который продолжается до нашего времени, и, конечно, теперь устарело многое из того, что говорили Тьерри, Пихлер, а до них Гиббон; устарели и многие взгляды Леонтьева, который над первоисточниками не работал. Но интуиция ему заменяла эрудицию и он многое верно угадал в том, что он называл византизмом (византийской идеей).
Византизм в понимании Леонтьева — это кесаризм римского языческого происхождения, а в нравственном мире — это христианское разочарование во всем земном; византийский идеал отрицает всеобщее благоденствие на земле, не имеет западного «преувеличенного понятия о земной личности человеческой» и верит в блаженство не здесь, а там, в Царствии Небесном.
Деспотическая византийская идея кесаризма организовала очень твердые, стесняющие свободу формы общежития, но это не помешало появлению в ней ярких личностей: будь то императоры или полководцы, святые или мученики, богословы правоверные или еретические. По утверждению Леонтьева, гражданско-правовой индивидуализм в демократиях губит индивидуальность, слишком избаловывает и ослабляет личность. Между тем в деспотической Византии для каждого сильного борца открывался путь к политическим верхам, хотя бы и на императорский престол. «Кесарей изгоняли, меняли, убивали, но святыни кесаризма никто не касался», а другой путь вел в иную высоту — в Царство Божие. Итак, в византийском мире процветало земное государство самодержавных базилевсов, но расцветала и душа аскетов, ищущих спасения на небе... (Здесь я договариваю основные мысли Леонтьева, недостаточно точно выраженные.)
Россию организовали деспотические идеи Византии — православие и самодержавие; а ее собственная, деспотическая же, идея выразилась в поземельной общине — в мире. Но цветение России Начинается поздно — только с Петра, утверждает Леонтьев. Европейские начала, по его мнению, не подорвали ни византийского
- ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
- ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА
- АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕГО ЭТИКОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
- КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСВЯЩЕНИИ 18 ВЕКА
- СУЩНОСТЬ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ КАНТА.
- ЭТИКА КАНТА
- ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
- СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ К. МАРКСА. КРИТИКА "ЭКОНОМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА".
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "Я", "ОНО" И"СВЕРХ-Я" В ФРЕЙДОВСКОЙ МОДЕЛИ
- ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
- Историсофия славянофилов.
- К. Н. Леонтьев о закономерностях строения и развития цивилизаций. Закон триединого развития цивилизаций.
- К. Н. Леонтьев о византийском элементе в российской культуре. Критика панславизма ( по работе "Византизм и славянство").
- Этическая система Вл. С. Соловьева ( по материалам работы "Опрравдание добра"). Смысл любви.
- Концепция христианского социализма С. Н. Булгаков.
- Открытие Евразии и его геокультурный смысл. Россия как славяно-туранский (евразийский) культурно-исторический мир.
- Философско-культурологические аспекты пассионарной теории этногенза Л.Н. Гумилева
- Евразийская модель духовного, политического и экономического устроения России.