ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа,
основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.
Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)
Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
Пифагорейская школа Основателем союза был Пифагор. Его расцвет приходится на время правления
тирана Поликрата (ок. 530 г. до н. э.). Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.
Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
В космологии пифагорейцев мы встречаемся с теми же двумя основными началами предела и беспредельности. Мир есть ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. «Первоначальное единство, возникнув неведомо из чего, — говорит Аристотель, — втягивает в себя ближайшие части беспредельности, ограничивая их силой предела. Вдыхая в себя части беспредельного, единое образует в себе самом определённое пустое место или определённые промежутки, раздробляющие первоначальное единство на отдельные части — протяженные единицы. Это воззрение — несомненно первоначальное, так как уже Парменид и Зенон полемизируют против него. Вдыхая беспредельную
- ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
- ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА
- АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕГО ЭТИКОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
- КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСВЯЩЕНИИ 18 ВЕКА
- СУЩНОСТЬ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ КАНТА.
- ЭТИКА КАНТА
- ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
- СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ К. МАРКСА. КРИТИКА "ЭКОНОМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА".
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "Я", "ОНО" И"СВЕРХ-Я" В ФРЕЙДОВСКОЙ МОДЕЛИ
- ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
- Историсофия славянофилов.
- К. Н. Леонтьев о закономерностях строения и развития цивилизаций. Закон триединого развития цивилизаций.
- К. Н. Леонтьев о византийском элементе в российской культуре. Критика панславизма ( по работе "Византизм и славянство").
- Этическая система Вл. С. Соловьева ( по материалам работы "Опрравдание добра"). Смысл любви.
- Концепция христианского социализма С. Н. Булгаков.
- Открытие Евразии и его геокультурный смысл. Россия как славяно-туранский (евразийский) культурно-исторический мир.
- Философско-культурологические аспекты пассионарной теории этногенза Л.Н. Гумилева
- Евразийская модель духовного, политического и экономического устроения России.