logo
методичка по ИЗФ

Раннегреческая философия в италийских полисах

Социально-политическое, общественное и культурное развитие италийских и сицилийских полисов в VI–V вв. до н. э. Пифагор (570–497 гг. до н. э.) и его философская школа. Учение о числе как первоначале бытия вещей и его естественнонаучные основы. Числовой принцип организации космоса. Роль числа в познании. Представление о душе и религиозно-этические положения пифагорейской школы.

Ксенофан (570–473) – предтеча элейской философии. Натурфилософские положения. Критика мифологии и народных религиозных верований. Понятие бога – вселенной. Гносеологические положения.

Парменид (540–460) – глава философской школы элеатов. Основные положения его философской поэмы: отношение истины и мнения, бытия и мышления, философской и физической картины мира. Метафизический характер мировоззрения Парменида. Натурфилософия последователя элеатов Мелисса (480–400).

Зенон Элейский (500–420). Разработка гносеологии и логики (диалектики). Доказательство положений элейской онтологии в апориях о пустоте, множестве и движении. Апории Зенона в истории философии.

Эмпедокл Акрагантский (484–421) – философ и религиозный мыслитель. Его концепция комических первоначал и движущих сил. Процесс формирования космоса. Основные стадии процесса. Возникновение животных и человека. Гносеологические положения. Религиозно-философский взгляд на человека в поэме «Очищения».

Древнегреческая философия второй половины V IV вв. до н. э.

Расцвет древнегреческого общества после греко-персидских войн. Возвышение Афин и торжество демократии. Культура классического периода. Распространение философии в Афинах.

Натурфилософия Анаксагора (500–428 гг. до н. э.). Учение о первоначалах («семенах-вещах», гомеомериях) и движущей причине (нусе). Проблема качественных превращений. Рациональное объяснение природных явлений. Гносеологические положения. Социально-этические воззрения. Анаксагор и афинская демократия. Просветительский характер философии Анаксагора.

Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита (460–370). Идейные и социальные предпосылки философии атомистов. Основные понятия онтологии атомистов. Атомы и пустота. Свойства атома. Детерминизм Демокрита. Соотношение понятий причинности, необходимости и случайности. Решение гносеологических вопросов. Материалистический и антителеологический характер натурфилософии Демокрита: концепция возникновения космоса, человека, цивилизации. Общественно-политические взгляды Демокрита. Значение атомистики в истории науки и философии.

Мировоззрение софистов. Возникновение софистики как следствие развития рабовладельческой демократии. Ориентация софистов на антропологическую, общественную проблематику, риторику и гносеологию. Отношение софистов к природе и ее познанию (Протагор и Горгий). Критика мифологии. Общественно-политические взгляды старших софистов. Младшие софисты. Противопоставление природы и культуры (Антифонт): «антитеза фюсис–номос». Истокование социальной структуры общества и сущности государства (Ликофрон, Алкидам, Фразимах). Релятивизм и субъективизм – характерные черты методологии софистов.

Сократ (469–399) – продолжатель и критик софистики. Ориентация Сократа на изучение человека и общества, риторику и логику. Этический рационализм Сократа. Сократическая диалектика. Общественно-политические взгляды.

Сократические школы IV в. до н. э. Мегарики. Разработка ими логико-онтологических проблем. Отношения единичного и общего (Стилпон, 380–300), количества и качества (Евбулид, IV в. до н. э.), действительности и возможности (Диодор Крон, ум. в 308 г. до н. э.). Понимание блага.

Школа киников. Антисфен (445–360) и Диоген Синопский (412–332) об отношении общего и единичного. Логико-гносеологические положения. Этика. Противопоставление природы и культуры. Проповедь аскетизма и опрощения.

Киренская школа. Аристипп (ум. в 365 г. до н. э.). Гносеология и этика. Учение о критерии истины. Гедонизм.

Идеализм Платона (427 347 гг. до н. э.)

Жизнь Платона и теоретические истоки его мировоззрения. Учение об «идеях» («эйдосах») – ядро философии Платона. Онтологический и гносеологический смысл понятия «идея». Концепция возникновения и устройства космоса; его начала и причины: идеи и материя, ум и необходимость.

Учение о «припоминании» («анамнесисе») – существо гносеологических воззрений Платона. Представление о бессмертии души и ее небесном местопребывании – основа концепции «анамнесиса». Интуитивизм и рационализм гносеологии Платона. Роль ощущений и мышления в процессе познания. Платоновская диалектика как путь «припоминания» и достижения истины и способ (логика) осмысления философских категории: единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя, тождественного и иного и др. Этические и социально-политические воззрения Платона. Представления о человеке и нравственных ценностях. Теория идеального государства. Эволюция форм государственного устройства. Значение Платона в истории философии. Последователи Платона (Древняя Академия).

Философия Аристотеля (384 322 гг. до н. э.)

Жизнь Аристотеля. Философские и естественнонаучные корни его мировоззрения. Ядро онтологии (метафизики) Аристотеля – учение о началах и причинах бытия: форме и материи, движущей и целевой причине. Телеологизм Аристотеля. Критика Аристотелем платоновского учения об идеях. Понятие первичной и вторичной сущности. Физика Аристотеля. Движение и его виды.

Психология и гносеология Аристотеля. Виды души и их гносеологические функции. Чувственное познание и опыт. Мышление и научное познание. Решение вопроса об истине. Диалектическое и аподейктическое доказательство. Соотношение элементов эмпиризма и рационализма в гносеологии Аристотеля. Проявление созерцательности в подходе к науке и философии.

Достижения Аристотеля в разработке языка философии. Учение о категориях. Анализ философских понятий: возможности и действительности (энергии, энтелехии), случайности и необходимости, конечного и бесконечного, единого и многого и др. Единство онтологического и логического аспектов философии Аристотеля, мышления и бытия.

Общественно-политическая теория Аристотеля. Учение о возникновении государства, его формах и наилучшем устройстве. Высказывания по социально-экономическим вопросам. Этика. Два класса добродетелей; серединность добродетели. Влияние Аристотеля на последующую философию. Перипатетики в эллинистическую и римскую эпоху.