logo
методичка по ИЗФ

Философские школы Древнего Китая

Общество и культура Древнего Китая в период складывания государства. Возникновение философии. Древнекитайский эпос – переходная форма от мифологии к философии. Древнейшие натурфилософские представления о тянь мин, у син, ци, ян и инь, дао в книгах Ши цзин, Шу цзин, И цзин.

Этико-политическое учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Основные конфуцианские понятия: жень, и, ли, чжи. Учение о небе как высшем духовном и нравственном начале. Идея мировой закономерности и судьбы человека. Понятие «благородного мужа» (цзюнь цзы). Конфуцианские представления о знании и обучении. Последователи Конфуция Мэн-цзы и Сюнь-цзы (IV–III вв. до н. э.). Превращение конфуцианства в официальную идеологию империи Хань (II в. до н. э.). Ханьские конфуцианцы Дун Чжуншуз и Бань Гу. Натуралистические основания их этического и политического учения.

Школа легистов. Основатель школы Шан Ян и его учение об управлении государством. Слияние легизма и конфуцианства в единую науку управления государством (IV в. до н. э.).

Мо Ди (480–400 гг. до н. э.) и его школа (моисты). Этико-политическое учение Мо Ди и его антиконфуцианская направленность. Теория познания и логика моистов.

Постановка онтологических и логико-гносеологических проблем в школе софистов (мин-цзя; IV–III вв. до н. э.). Логические парадоксы софистов. Критика их моистами.

Школа даосов. Философский и религиозно-мистический аспекты мировоззрения даосов. Основатель даосизма Лао-цзы (VI до н. э.) и его последователь Чжуан-цзы (IV в. до н.э.). Разработка положения о первооснове мира (дао) и естественной необходимости (цзы жань). Концепция недеяния (у вэй), текучести и изменчивости бытия. Учение даосов о познании. Общественно-политическое учение даосов. Противоречия общественной жизни и их разрешение. Идеал человека. Принципы управления государством.

Мировоззрение Ван Чуна (27–104 гг. до н. э.). Положение о материальной субстанции и естественном законе. Критика представлений о воле неба. Человек и его судьба в философии Ван Чуна. Полемика с конфуцианцами по вопросам познания и обучения.