Логика Древнего Китая
Под логикой Древнего Китая, по утверждению Пань Шимо, принято понимать прежде всего логику периода Чуньцю и Чжаньго (722-221 до н. э.), когда появляется понятие “философская дискуссия” и создается ситуация, известная как “соперничество ста школ”. Ученые исследуют теорию имен, понятий, вопросы об искусстве спора (дискуссии). Такими мыслителями являлись: Дэн Си (ок. 545-501 до н. э.), Конфуций (551-501 до н. э.), Хуэй Ши (ок. 370-318 до н. э.), Гунсунь Лун (ок. 325-250 до н. э.), Мо-цзы (ок. 490-403 до н. э.), Сюнь-цзы (ок. 313-238 до н. э.), Хань Фей-цзы (ок. 280-233 до н. э.) и др1.
Пань Шимо так характеризует достижения различных школ того периода: “Усилиями школы имен (минцзя), школы законников фацзя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних моистов (моцзя) была создана более или менее целостная логическая концепция. В Древнем Китае большинство логических теорий было рассеяно по различным трактатам, посвященным вопросам политики, философии, этики и естествознания. Поздние моисты обобщили достижения своих предшественников, взяв при этом за основу учение Мо-цзы, и создали первый в истории китайской логики энциклопедический трактат “Мобянь” (Рассуждения Мо-цзы), называемый также “Мо-цзы”2.
Автор статьи “Логика Древнего Китая” дает концентрированную интересную информацию о тех проблемах, которые разрабатывались в логических теориях периода раннего Циня: 1) теория имени; 2) теория “цы” (высказываний); 3) теория “шо” (рассуждения) и “бянь” (спора)3; 4) об основных законах мышления. Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая:
а) логические теории концентрировались вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания);
_________________________
'См. подробнее: Пань Шимо. Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки, 1991, № 11. С. 174-178. Автор этой статьи работает в Сеаямыньском государственном университете (КНР). Транслитерация имен и фамилий философов Древнего Китая дана по: История китайской философии. М., “Прогресс”. 1989.
2См.: Пань Шимо. Логика Древнего Китая (краткий очерк)//Философские науки, 1991, №11. С. 174.
3См.: там же.
377
б) развитие логики было тесно связано с языком того времени; не обращалось внимания на различие между логической природой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами;
в) логика этого периода “обычно исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познавательного аспекта дискуссии... Логика Древнего Китая не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и отделить их от теории познания”', так как придавала чрезмерное значение содержательной стороне мышления и пренебрегала его формой;
г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и морально-этических концепций.
В результате обстоятельного анализа Пань Шимо сформулировал следующий вывод: “Хотя логические концепции в Древнем Китае и сформулировались раньше, чем в Древней Греции, но после периода ранний Цинь они практически прекратили свое дальнейшее развитие. Это одна из причин того, что логика в Китае не достигла той зрелости, которой она достигла на Западе”2.
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- 1) P*qq*p;
- 4) (P*q)*rp*(q*r),
- 6)(Pq)*(qr) [pr};
- 7) P*(pq)q.
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика