Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и способностью творить.
Агностицизм– (греч.agnostos– непознаваемый). Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
Аксиология(от греч. axiа – ценность и logos – понятие, знание), особая философская дисциплина, часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение, развитие, смену ценностных ориентаций, их причину. Стала формироваться в конце XIII в., хотя вопросы ценностей ставились на протяжении всей истории философии с древности. Сам термин «аксиология» был введен французским философом П. Лапин в начале ХХ в. Аксиологическими являются философские дисциплины – этика и эстетика. Аксиология рассматривает высшие духовные ценности: свободу, жизнь, смерть, бессмертие, смысл бытия, прекрасное и безобразное, добро и зло, их значение в деятельности человека.
Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Антропологический материализм – теория Фейербаха, суть которой в том, что единственно существующими реальностями являются природа и человек, следовательно, человек должен стать главным интересом философии.
Апейрон – понятие первовещества в античной философии, введенное Анаксимандром, означающее бесконечную субстанцию.
Апологетика– (греч. apologia – защита, заступничество). Направление в раннехристианской философии, оправдывающее и защищающее христианство с помощью доводов, обращенных к разуму.
Априори – знание, предшествующее опыту, независимое от него.
Апория– сомнение, трудноразрешимая проблема в связи с возникшим на пути к истине противоречием.
Архэ – первоначало всего сущего.
Атман – духовная сущность индивида, его душа.
Атрибут – коренное, неотъемлемое свойство субстанции.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле, важнейшим принципом которого в древнеиндийской философии является непричинение вреда всему, что нас окружает.
Базис – основная категория марксизма, обозначающая экономический строй общества, систему производственных отношений, соответствующую уровню развития производительных сил.
Бессознательное – понятие, обозначающее процессы, не проходящие через сознание человека. По Фрейду это скрытые иррациональные силы человека.
Бог – это Абсолют, в соответствии с принципомтеоцентризма является источником всякого бытия, блага и красоты. Он абсолютное начало, первопричина мира физического и нравственного.
Буддизм – древнейшее учение, проповедовалось Буддой Гаутамой вVIв. до н.э. в Древней Индии. Центральным в буддизме является
положение об отсутствии в мире субстанции (самости), поэтому все в мире преходяще, полно скорби и страданий.
Бытие– это реально существующая, объективная вечная, бесконечная, самостоятельная субстанция, включающая в себя все сущее.
Вера– феномен внутреннего духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных. Вера основывается на авторитете, интуиции и уважении к чужому опыту и традиции.
Верификация – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных положений подтверждается путем опытной проверки.
Вещь в себе – основополагающая категория философии Канта, подразумевающая реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства и который абсолютно не может быть понят разумом.
Вещь для нас – это явление, т.е. образы множества предметов и явлений, доступные разуму ( но не их внутренняя сущность).
Возможность и действительность – философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность – это наличная реальность единичного бытия, в отличие от возможностей, которые она таит в себе.
Воля к власти– сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет ценность (в данном случае это власть). Это самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека. По Ницше «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением внутреннего стремления человека к безопасности и движущей силой многих поступков человека.
Волюнтаризм – признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление (Фихте, Шопенгауэр, Ницше). Воля в учении этих философов – абсолютное начало, причина всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него.
Время– форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью смены его состояний.
Врожденные идеи – учение Декарта о том, что существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах.
Данные истины изначально очевидны и достоверны. Они существуют
в разуме Бога и разуме человека.
Всеединство– состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности, соборности на основе «великого синтеза» религии, науки и философии.
Гармония – органическая слаженность, соразмерность частей в основе и системе целого. Диалектический смысл этого понятия раскрывается в соотнесении с его противоположностью – дисгармонией (нарушением меры, несоответствием части целому). Гармония и дисгармония – два полюса единого процесса развития, два взаимопереходящих состояния вещества и энергии в мире, ни одно из которых не должно быть абсолютизировано.
Гилозоизм – учение, согласно которому вся материя одушевлена.
Гипотеза – научно обоснованное предположение для выяснения причин и закономерностей исследуемых знаний.
Гносеология– учение о познании или теория познания.
Государство – аппарат для управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или органы принуждения.
Гуманизм – учение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Дао – закон. Дао определяет законы неба, небо – законы земли, земля – законы человека. Это также жизненный путь человека.
Движение– в широком смысле – всякое изменение; в узком смысле – это изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском – способ существования бытия.
Дедукция– выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.
Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм) или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление.
Диалектика– признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы, категории, принципы.
Дух - философское понятие для обозначения формообразующего
начала (лат. – дуновение, дыхание как носитель жизни). В различных
философских системах имеет свое токование. В философии марксизма – синоним сознания, в идеализме – первоначало.
Душа – понятие, характеризующее внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. В религии и идеалистической философии душа рассматривается как понятие о нетелесной субстанции.
Единичное – (отдельное, индивидуальное). Философская категория, выражающая относительную обособленность, отграниченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной определенности.
Заблуждение– неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, а также искаженный, не соответствующий действительности результат познания.
Закон– необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире.
Закон единства и борьбы противоположностей– основной закон диалектики, вскрывающий самое главное в развитии – его источник, каковым является противоречие (взаимосвязь противоположностей). Исходя из формулы закона –разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве –развитие предстает как процесс возникновения роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – закон диалектики, вскрывающий механизм развития: постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета, скачку, возникновению нового качества, нового предмета. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений.Например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра.
Закон отрицания отрицания– закон диалектики, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму (спираль), т.е. повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, при этом развитие предстает в виде процесса как бы повторяющего уже пройденные ступени, но иначе. На более высокой основе. Форма циклического развития представляет собой триаду: тезис (исходный пункт) – антитезис (его отрицание) – синтез (отрицание отрицания). Например: теория – практика – новая теория. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.
Западники– направление в русской философии середины ХIХ в., представители которого (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) основывались на философских традициях западной философии (материализм, эмпиризм). Они считали, что уникального исторического пути у России нет, она отстала от мировой цивилизации и законсервировалась в себе. Ее задача – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Знание – результат процесса познания, отражающий действительность в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
Идеализм – направление в философии, сторонники которого исходным (первичным) считают сознание (идею, дух).
Имманентное– понятие, обозначающее внутреннюю присущность мира сознанию, т.е. с точки зрения этой философии, мир просто дан сознанию во всех своих связях и целокупности.
Индивид – единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – совокупность свойств и качеств, отличающих одного человека от другого.
Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.
Интенция – (интенциональность) способность сознания, выражающаяся в направленности на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Предметом же сознания являются окружающий мир и духовный мир человека.
Интуитивизм– идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, т.е. особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.
Интуиция – процесс постижения истины путем ее непосредственного усмотрения, минуя рефлексию. Имеет истоки в бессознательном слое психики человека.
Инь – женское начало (женская сексуальная энергия) в древнекитайской философии.
Иррационализм– одно из направлений неклассической идеалистической философии (возникло в ХIХ в.), отвергающее восприятие мира как целостной закономерной системы. Считает, что окружающий мир хаотичен, не поддается разуму и подчиняется другим движущим силам (например, аффектам, воле). Его представителями являются Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, процесс движения от приблизительного знания к полному.
Истина – классическая концепция– центральным понятием классической концепции истины является понятие соответствия мыслей действительности: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Поэтому часто классическая концепция называется корреспондентной (фр. correspondance – соответствие, сходство). Другое важное понятие классической концепции – понятие действительности или реальности. Когда познание ориентировано на внешний мир, то это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Такого взгляда на действительность придерживались не только материалисты, но и объективные идеалисты, например, Платон. Однако в контексте теории истины такая трактовка действительности является все же узкой. Ее принятие означало бы ограничение классической концепции рамками познания только внешнего мира. Но эта концепция претендует на универсальность, на применение понятия истины не только к мыслям, обращенным к объективному миру, но и к мыслям, относящимся к объектам любой природы, в том числе и к мысленным объектам. Поэтому под действительностью классическая концепция понимает не только то, что является элементом внешнего мира, но и то, что просто имеет место.
Истина – конвенциональная концепция– существует в более общих рамках конвенционализма (лат. conventio – договор, соглашение), философской концепции, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Один из видных представителей конвенционализма французский математик А. Пуанкаре (1854–1912) полагал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), которые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений. Естествознание – не картина мира, а логическая конструкция. Именно об этом мире говорит наука. В частности, математика является свободным творением духа, покоящимся на молчаливо принятом соглашении, т.е. на произвольной системе знаков, принятой для изображения реальных связей. Принципы науки ни истинны, ни ложны, а лишь удобны в описании реальных предметов. Однозначно верифицировать (проверить опытом) результаты познавательной деятельности с целью получения однозначного заключения невозможно. Критерием истины в конвенционализме является простота. «Лишь законы природы просты, а они являются нашими собственными свободными творениями, нашими изобретениями, нашими произвольными решениями и соглашениями». Серьезные основания конвенционализм имеет в социальном знании.
Истина – прагматическая концепция– концепция истины, развиваемая в рамках прагматизма (греч. pragma – дело, действие), субъективно-идеалистического направления в гносеологии. Основатели – Ч. Пирс (1839– 1914) и У. Джемс (1842–910). В центре философии прагматизма находится так называемый принцип прагматизма, определяющий содержание знания его практическими последствиями. Важнейшей чертой философии прагматизма является тяготение к эмпиризму, который рассматривается как альтернатива рационалистической созерцательности. В прагматизме истина есть то, «что лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта». Познание есть совокупность субъективных истин, а под практической полезностью понимается то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида.
Основные положения теории истины в прагматизме:
1. Истина создается в процессе проверки идеи.
2. Истина то, что «работает», имеет практические последствия, отвечает нашим ожиданиям.
3. Истина – это полезность.
4. Истина может основываться на доверии («кредитная система истин»).
5. Истина должна быть совместима с предыдущими истинами и с новыми фактами.
Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни коррелятом истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иначе говоря, с его точки зрения, нельзя утверждать, что знания, обладающие свойством полезности, также оказываются соответствующими реальности. Реальность внешнего мира недоступна для человека, ибо человек непосредственно имеет дело как раз со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, – это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность.
История– процесс человеческого, социального бытия, развертывающегося во времени.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кар-мы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного совершенства – мокши.
Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка. К. Ясперс (философ ХХ в.) «картину мира» определил как «совокупность предметного содержания, которым обладает человек в своем сознании». Можно сказать, что это совокупность знаний о мире, соответствующая конкретному мировоззрению: мифологическая картина мира, религиозная (христианская, мусульманская, буддистская и т.д.), философская (метафизическая, теологическая, космоцентрическая, антропоцентрическая, идеалистическая и т.д., в зависимости от того, какие установки положены в основание этой картины мира). Можно говорить о научной картине мира в целом и с точки зрения отдельных ее отраслей (физической, биологической, геохимической и т.д.).
Категория – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.
Категорический императив – моральный закон практического разума, который имеет высший и безусловный характер: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Это такая определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом. С изменением качества предмет превращается в нечто другое.
Количество– философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся величина составляющих его элементов, объем, размеры, степень выраженности
и интенсивность развития его свойств.
Коммунизм– в марксизме это общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
Компьютерное моделирование – это построение и изучение моделей социальных процессов в компьютерных системах. Осуществляется оно с целью определения или улучшения их характеристик, а также управления ими и т.п. Компьютерное моделирование предполагает наличие жестких фундаментальных параметров изучаемого социального процесса.
Креационизм – или догмат творения, согласно которому единственным творческим началом во Вселенной является Бог.
Космоцентризм – ключевая идея античной философии, полагающая мир как упорядоченную систему (космос), которая не создана ни богами, ни людьми (Гераклит). В основе космоцентризма содержатся три идеи: происхождение мира, изменения и борьбы противоположных начал.
Культура – в широком смысле это понятие обозначает совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа; способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. Это система надприродных механизмов, которые программируют деятельность человека.
Либидо – (лат.libido– страсть) одно из основных понятийпсихоанализа, означающее половое влечение; в общем же плане – влечение к жизни и ее проявлениям, а также психическая энергия (Юнг), волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека.
Линейные модели используются для представления в математической форме тех тенденций, в которых показатели (переменные) за равные отрезки времени увеличиваются или уменьшаются на одну и ту же величину. В данном случае тенденция характеризуется как изменяющаяся в арифметической прогрессии. Несмотря на то, что в ряде случаев линейные модели дают достаточно точные результаты, в сфере прогнозирования сложных социальных процессов такие модели, как правило, имеют ограниченное применение.
Логос –разумное слово, мысль; в древнегреческой философии – всеобщий закон, мировой разум, Бог.
Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми, эмоциональными. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
Любовь– высшее из человеческих чувств, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни» (В.С. Соловьев). Отрицая себя как эмпирическое существо во имя другого, человек тем самым утверждается как личность, т.е. в подлинном истинно-человеческом смысле. Противоположность любви – эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение.
Майевтика – основной метод, выработанный и применяемый Сократом, состоящий в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Марксизм– философия действия, ориентированного на создание «человеческого общества и общественного человека».
Массовая культура– характеристика разновидности культуры, сформировавшейся на западе. Ее синонимы: популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т.д. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. Ее функции: компенсаторная (снятие стрессов), нивелирующая (стандартизация мыслей и чувств), манипулятивная (внушение определенных идей). Массовая культура демократична, однообразна, тривиальна, играющая на примитивных чувствах публики.
Материя – (лат.materia– вещество) философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических систем, прежде всегодиалектического материализма, где она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи такие атрибуты как субстанциальность, всеобщность, абсолютность. Понятие материи не следует отождествлять с каким-то конкретным видом или свойством.
Материальное производство – совокупность отраслей народного хозяйства, специализирующихся на производстве материальных благ и доведения их до потребителя.
Материализм– древнейшее философское учение об объективном бытии мира, т.е. независимости его от воли, духа, сознания. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития. Гносеологической основой и корнем материализма является практика. Учение, противоположное материализму, носит название идеализм.
Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенности предмета. Это количественные границы существования данного качества, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений.
Метод – путь исследования, ориентированный на истину.
Методы всеобщие– общефилософские методы. В истории познания известно два таких метода: диалектический и метафизический. В познании активно используются оба. Благодаря этому у исследователей есть возможность видеть объект под определенным ракурсом (диалектическим или метафизическим). Так, например, метафизический метод наиболее эффективен при исследовании нового объекта или предмета, что, как правило, имеет место в момент зарождения новой науки.
Методы общенаучные – методы, использующиеся в самых различных областях науки, т. е. имеющие весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Часть общенаучных методов применяется только на эмпирическом уровне научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение), часть – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Методы частнонаучные – методы, используемые только в рамках исследования какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Каждая конкретная наука (биология, психология, химия и т. д.) имеет свои специфические методы. Частнонаучные методы тесно связаны с общенаучными, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Например, в психологии используется метод интроспекции или самонаблюдения, представляющий собой специфический вариант фундаментального общенаучного метода эмпирического познания – наблюдения. Связаны частнонаучные методы и со всеобщими методами. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде сформулированного Ч. Дарвином закона эволюции животных и растительных видов.
Методология(греч. methodos – метод и logos – знание, учение).
1) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы
организации теоретической и практической деятельности;
2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.
Важнейшей задачей методологии в первом значении этого термина является исследование происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления.
Если же речь идет о философской методологии (наряду со специальными, отраслевыми, общенаучными методологиями) то, как правило, имеется в виду второе значение этого термина. Философская методология представляет собой совокупность самых широких, универсальных методов. Ей подобны лишь математические и формально-логические совокупности методов, но она своеобразна в содержательном отношении. В сущности, понятие «философская методология» тождественно понятию «система всеобщих принципов познания».
Метемпсихоз– трансмиграция души через различные тела, в том числе и нечеловеческие. Идея древнегреческих философов: пифагорейцев, Платона.
Модус– (лат.modus– мера, способ) термин Спинозы, обозначающий единичные вещи, которые не существуют сами по себе, а являются лишь проявлениями единой субстанции – Природы – Бога. В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое выражение единая вечная и бесконечная субстанция. Сами модусы пассивны.
Мокша – высшее нравственное совершенство в древнеиндийской философии, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.
Монада – (греч.monas– единица) основополагающий термин философии Лейбница («Монадология»), который считал, что все вещи обладают собственной силой, внутренней способностью непрерывно действовать. Эти силы всегда равновелики и являются субстанциями вещей. Их бесконечное множество, и все они первоэлементы вещей. Монады – это простые неделимые духовные субстанции, находящиеся в непрерывном движении, обладающие 4 качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением. Все существующие монады Лейбниц делит на 4 класса: «голые монады» – лежат в основе неорганической природы, монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием, монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, способностью мыслить, высшая монада – Бог.
Монотеизм – единобожие, религиозное учение о едином Боге.
Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в нем,на отношение человека к миру и самому себе.
Надстройка – основная категория марксизма, обозначающая систему идей и складывающихся в соответствии с ними идеологических отношений в обществе.
Натурфилософия– первая историческая форма философии, возникшая в античности. Представляла собой учение о природе как целостной и закономерной системе.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и тому подобное, постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.
Научное прогнозирование (в отличие от разнообразных форм научного предвидения) – это специальное, имеющее свою методологию и технику исследование. Прогнозирование подразделяется на четыре типа – поисковое, нормативное, аналитическое и прогноз-предостережение.
Необходимость и случайность– философские категории, выражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта, то случайность – такой тип связи, которой обусловлен внешними, преходящими причинами.
Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы, общества и человека, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития бытия в мире.
Нормы– формы требований, призванные регулировать отношения
между людьми посредством общих предписаний и запретов, распространяемых на однотипные поступки.
Ноумен – умопостигаемая сущность, «вещь в себе».
Нравственность – категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания, вид общественных отношений, цель которого – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действия людей в обществе. Золотое правило нравственности:не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы они поступили с тобой.
Общее – (всеобщее). Философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в системе целого.
Общество– обособившаяся от природы часть материального мира; общность индивидов, организовавшаяся в процессе совместной деятельности.
Общественное сознание– духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия. Обладает относительной самостоятельностью, так как способно оказывать обратное воздействие на общественное бытие.
Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества.
Объект –(лат.objectum– предмет) понятие, обозначающее то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности, на что направлена деятельность субъекта.
Онтология – философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках.
Отражение– одно из центральных понятий материалистической теории познания, понимаемое как фундаментальная способность любой вещи воспроизводить (в измененном виде) свойства другой в процессе их взаимодействия.
Отрицание– философская категория, выражающая: а) процесс уничтожения предмета в результате действия внешних факторов (прекращение существования), понимаемое как деструкция; б) самоотрицание (внутреннее отрицание) как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого. В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но
определяющую роль играет внутреннее отрицание.
Отчуждение – процесс деперсонификации человека и персонификации общественных отношений, превращение их во враждебную силу, господствующую над человеком.
Оценка– логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности.
Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу, обожествляющее мир.
Патристика – философские учения «отцов церкви», заложивших основы христианской догматики. Патристика – первый этап развития средневековой философии. Важнейшим ее представителем является Августин Блаженный.
Пограничная ситуация – в экзистенциализме это состояние между жизнью и смертью, имеющее решающее значение для человека и его дальнейшей судьбы, в результате которого человек осознает себя, становится самим собой.
Позитивизм – направление в философии, признающее единственным источником знания конкретные науки.
Познание– процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Прагматизм – философия успеха, тождества истины и пользы.
Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Основные виды практики: материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент. Ее функции: она является критерием истины, основой познания, целью познания и его результатом.
Причина и следствие– философские категории, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление – следствие.
Предвидение – это предсказание тех или иных событий, знание о будущем. Различают обыденное (по приметам), интуитивное и научное предвидение. Кроме того, известны религиозные пророчества, оракульские предсказания и гадания.
Производительные силы– это люди с их знаниями умениями, трудовыми навыками, а также средства производства, т.е. орудия труда, сырье и материалы, (здания и транспорт).
Производственные отношения– отношения между людьми в процессе производства, включающие в себя:отношения собственности,особенно на средства производства – это определяющий элемент производственных отношений;отношения обмена деятельностью на базе разделения труда; отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Проблема– противоречие, возникшее в процессе познания и требующее разрешения, так как представляет научный и практический интерес.
первое условие выживания человечества. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации – это одновременно и решение проблемы здоровья и качества жизни людей. Вторая группа проблем включает те из них, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества: проблемы природных ресурсов, освоения мирового океана и космоса. Третья группа глобальных проблем – это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества
Пространство– это форма существования, проявления бытия, которая характеризуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодействием элементов во всех его системах.
Психика– особая форма отражения субъектом реальности бытия в мире на уровне эмоций; непосредственная предпосылка сознания.
Разум – в философии Канта высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи:идея Бога,идея души, идея сущности мира.
Рассудок – уровень сознания в философии Канта, на котором мыслительная деятельность осуществляется в предельно общих понятиях –категориях.
Рационализм – направление в философии, считающее, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Основоположник рационализма Р. Декарт.
Реализм – учение в схоластике, утверждающее, что общие понятия существуют реально, более того, они есть первореальность.
Рефлексия– (лат.reflexio– обращение назад); способность человеческого мышления познавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания.
Русская идея– идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывающаяся в отечественной философии ХIХ – начале ХХ вв. П.Я. Чаадаевым, Ф.М. Достоевским, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым и др. Главный смысл русской идеи – признание ее объединяющим началом для народов мира. Россия должна стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах
христианства.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, политической и прочей деятельности; осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Самосознание всегда личностно.
Сансара – учение в древнеиндийской философии о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Система– философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей.
Славянофилы – направление в русской философии середины ХIХ в., которое настаивало на особом пути развития России, основанном на принципиальном отличии менталитета русского народа (святость, соборность, набожность, коллективизм) от народов Запада (бездуховности, индивидуализма, конкуренции). Представители: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.
Соборность – олицетворение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного, их согласие и диалог.
Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа, отражение реальности в форме чувственных и умственных образов и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.
Софийность – мудрое сотворчество мира и человека.
Сублимация – в психоаналитической философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. переведение бессознательного в сферу сознательной деятельности (творчества).
Субстанция– (лат.substantia–сущность) – основание реальности, ее субстрат, существующий благодаря самому себе и в самом себе.
Субъект– одно из основных понятий гносеологии; человек, вступающий в контакт с окружающим миром, изменяющий окружающую среду и самого себя в процессе решения практических и духовно-теоретических задач.
Сущностные силы человека– понятие, характеризующее совокупность интеллекта, чувств человека и его воли.
Сущность и явление– философские категории, отражающие определенность бытия в мире и его познание. Сущность – внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия. Явление – обнаружение (выражение) исследуемого объекта
через внешние формы его осуществления.
Схоластика – (греч.scholasticos– школьный) период средней и поздней средневековой философии, главной задачей которого являлось философское обоснование религиозного учения, подчинения его законам логики. Главным представителем этого периода является Фома Аквинский.
Танатос – в философии Фрейда инстинкт смерти, который лежит в основе деструктивной, разрушающей деятельности человека по отношению ко всему «чужому», опасному.
Творчество– сознательная деятельность человека, преобразующая мир бытия в соответствии с потребностями человека и с учетом объективных законов бытия, проектирующая и создающая нечто новое.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Теоцентризм – основополагающее направление средневековой (христианской ) философии, полагающее главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований Бога.
Трансцендентальный идеализм (критический идеализм) – учение Канта о возможности достижения истины за счет априорной способности мышления, обеспечивающей возможность опытного знания.
Факт – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание; как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.
Феномен – явление мира, постигаемое с помощью органов чувств.
Философия – (любовь к мудрости); особый способ постижения и освоения мира, выходящего за рамки конкретных наук.
Философия жизни– иррациональная философия, пытающаяся понять жизнь из самой жизни.
Ценности– характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное значение для жизни человека, которые возникают по мере включения того или иного объекта в сферу интересов человека. Они могут быть материальными, духовными,
выступать в форме идей добра, справедливости, красоты и т.д.
Цивилизация– способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной и духовной.
Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о его сущности, происхождении и назначении является основной проблемой философии.
Часть и целое– философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность его познания от нерасчлененного представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последующим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме конкретного целого.
Эйдосы – чистые бестелесные идеи, составляющие реальность. Весь мир есть лишь отображение чистых идей (учение Платона).
Экзистенциализм– (философия существования), направление философии, главным предметом которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире; философия, противопоставившая сущности человека его существование. Ее представители: С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер.
Элементы и структура – философские категории, обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы – это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определенные отношения, а структура – это определенный неслучайный способ связи элементов в единую систему.
Эмпиризм – направление в философии, считающее, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основоположник эмпиризма – Ф. Бэкон.
Эрос– в психоаналитической философии Фрейда это инстинкт жизни, который лежит в основе конструктивного, созидающего поведения человека. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Язык – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая социальную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Язык – специфически социальное явление. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Различают языки естественные и искусственные.
Ян –мужское начало в древнекитайской философии.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.