logo
Учебное пособие по философии

2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи

Возрождения в XIV- XVI вв.

Эпоха Возрожденияпереходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленности, кругосветные путешествия и географические открытия.

Специфика ренессансной философии заключается в том, что она пыталась осмыслить такие традиционные формы средневековой философии как отношение Бога и мира, Бога и человека в рамках пантеизмаиантропоцентризма. Ослабление диктатуры церкви привело к появлению новой светской культуры, которая получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Термин «гуманизм» (от латинского - humanos) означал светскую образованность в отличие от образованности церковно-теологической. Особенность культуры гуманизма определяется ее названием и состоит в подчеркивании интересов и прав человеческой личности.

Идеалом гуманизма была всесторонне развитая личность, творческая, активная, яркая личность.

Итальянский мыслитель, Пико дела Мирандола, писал о человеке, как о творце собственной судьбы и называл человека «Великим Мастером». Деятели культуры эпохи Возрождения представляли собой образец великих мастеров, ярких, талантливых личностей. Вспомним имена великих мастеров эпохи Возрождения: Петрарка, Данте Алигьери, Шекспир, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Шекспир, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и мн.др. Однако идеал гуманизма был ограниченным, так как имел в виду лишь избранную часть общества, яркую талантливую личность. В этом проявилась такая черта, свойственная буржуазной культуре, как индивидуализм.

Другой определяющей чертой гуманистической культуры, наряду с индивидуализмом, является использование античного культурного наследия. Основная масса античных литературных источников, которыми пользуется современная наука, была обнаружена в эпоху Ренессанса. Значение античного культурного наследия было столь велико для развития раннебуржуазной культуры, что вся эпоха определяется как «эпоха Возрождения» или «эпоха Ренессанса», чем подчеркивается возобновление античного культурного наследия после более чем тысячелетнего забвения.

Ценностные изменения, обусловленные коренными

преобразованиями, которые произошли в недрах способа бытия и идеологии средневековья, становятся фундаментальной основой дальнейших изменений в эпоху Ренессанса. Они воздействуют на все сферы человеческого опыта – на производство, общение, политику, повседневный быт и культуру в целом. Вот почему и личностные размышления философов, и их ориентации пронизаны противоборством с уходящим средневековьем. Они непременно связаны с важным для Возрождения вопросом «Велик или ничтожен человек?».

Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития в эпоху Возрождения предопределили и основные особенности философского прогресса. Новая философия, как составная часть культуры гуманизма, перестала быть служанкой богословия.