2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
Возрождения в XIV- XVI вв.
Эпоха Возрождения –переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленности, кругосветные путешествия и географические открытия.
Специфика ренессансной философии заключается в том, что она пыталась осмыслить такие традиционные формы средневековой философии как отношение Бога и мира, Бога и человека в рамках пантеизмаиантропоцентризма. Ослабление диктатуры церкви привело к появлению новой светской культуры, которая получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Термин «гуманизм» (от латинского - humanos) означал светскую образованность в отличие от образованности церковно-теологической. Особенность культуры гуманизма определяется ее названием и состоит в подчеркивании интересов и прав человеческой личности.
Идеалом гуманизма была всесторонне развитая личность, творческая, активная, яркая личность.
Итальянский мыслитель, Пико дела Мирандола, писал о человеке, как о творце собственной судьбы и называл человека «Великим Мастером». Деятели культуры эпохи Возрождения представляли собой образец великих мастеров, ярких, талантливых личностей. Вспомним имена великих мастеров эпохи Возрождения: Петрарка, Данте Алигьери, Шекспир, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Шекспир, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и мн.др. Однако идеал гуманизма был ограниченным, так как имел в виду лишь избранную часть общества, яркую талантливую личность. В этом проявилась такая черта, свойственная буржуазной культуре, как индивидуализм.
Другой определяющей чертой гуманистической культуры, наряду с индивидуализмом, является использование античного культурного наследия. Основная масса античных литературных источников, которыми пользуется современная наука, была обнаружена в эпоху Ренессанса. Значение античного культурного наследия было столь велико для развития раннебуржуазной культуры, что вся эпоха определяется как «эпоха Возрождения» или «эпоха Ренессанса», чем подчеркивается возобновление античного культурного наследия после более чем тысячелетнего забвения.
Ценностные изменения, обусловленные коренными
преобразованиями, которые произошли в недрах способа бытия и идеологии средневековья, становятся фундаментальной основой дальнейших изменений в эпоху Ренессанса. Они воздействуют на все сферы человеческого опыта – на производство, общение, политику, повседневный быт и культуру в целом. Вот почему и личностные размышления философов, и их ориентации пронизаны противоборством с уходящим средневековьем. Они непременно связаны с важным для Возрождения вопросом «Велик или ничтожен человек?».
Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития в эпоху Возрождения предопределили и основные особенности философского прогресса. Новая философия, как составная часть культуры гуманизма, перестала быть служанкой богословия.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.