Задания для самоподготовки
Что такое общество?
Какое объединение людей было самой первой формой
человеческой общности?
Каковы критерии структурирования общества как системы?
Какой критерий выделил Карл Маркс в определении
общества как общественно-экономической формации?
В чем отличие теории общественно - экономической
формации К.Маркса от «многофакторной» теории общества М.Вебера?
Теория социальных систем Т.Парсонса.
Стратификационная теория П.Сорокина.
Что означает понятие «страт» в концепции П.Сорокина?
Каковы критерии деления людей на группы (социальные слои) в теории стратификации?
Какие составляющие включает в себя понятие «социальная
структура общества?
Какую роль в обществе играет материальная сфера общества?
Взаимообусловлены ли связи между экономикой и политикой?
Детерминирована ли экономика нравственными отношениями?
Какие аспекты экономической жизни выделяют, когда говорят:
«хозяйственная деятельность», «хозяйственная культура»?
Что является основой политической структуры общества?
Что такое государство и какие функции оно осуществляет?
Какие существуют основные формы государственного
правления?
Что такое «гражданское общество»?
Каким понятием представлено общественное мнение на уровне
теоретического сознания?
Может ли существовать общество без идеологии?
Что такое постиндустриальное общество?
Какие признаки современного общества можно выделить при
определении его, как информационного общества?
Какие подходы в определении культуры вы можете назвать?
Что такое цивилизация по Л.Моргану?
В чем суть концепции «локальных цивилизаций»?
В чем выражен смысл понятия «культурно-исторический тип»
и что дает это понятие в исследовании разных культур?
Концепция этногенеза и пассионарности Л.Гумилева?
Как характеризует немецкий мыслитель Освальд Шпенглер
соотношение культуры и цивилизации?
Может ли культура существовать без цивилизации?
Какие типы культур выделял П.Сорокин?
Какие наиболее часто встречающиеся аргументы выдвигают
противники существования закономерностей в истории?
От чего, на ваш взгляд, зависит уровень объективности
(научности) понимания истории?
Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и
сознательное в истории?
Имеют ли место в истории случайные события?
Как соотносятся свобода и необходимость в истории?
Являются ли, на ваш взгляд, альтернативными
цивилизационная и формационная концепции? Возможно ли иное толкование?
Что такое прогресс в истории?
Почему чаще говорят о роли выдающейся личности в истории,
и не обращают внимание на роль в ней каждой личности?
Какие тенденции и прогнозы будущего человечества
определяет футурология?
Какие глобальные проблемы необходимо исследовать и решать
незамедлительно?
Какие варианты решения экологической проблемы вам
известны?
Какие источники энергии относятся к возобновляемым?
В чем сложность решения демографической проблемы?
В состоянии ли человечество сегодня сделать мировой процесс
полностью управляемым?
В чем значимость футурологических концепций, какую
концепцию вы предпочли бы для объяснения будущего человечества?
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.