2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма.
Центральной проблемой философии для Шеллинга является проблема свободы: «Альфу и омегу всякой философии составляет свобода. Действия и поступки человека рассматриваются Шеллингом как проявления свободной воли, которая является источником всякого рода деятельности, источником свободы данной человеку богом. Свобода трактуется Шеллингом как возможность принимать и осуществлять такие решения, которые сообразуются только с собственными намерениями. Однако, рассматривая произвольные поступки, Шеллинг пришел к выводу, что они подчинены определенной объективной цели. В учении Шеллинга свобода сосуществует в союзе с необходимостью. Шеллинг утверждал, что взаимное проникновение свободы и необходимости имеет место во всякой человеческой деятельности. Человек свободен в своей деятельности, но конечный результат деятельности зависит от необходимости. Необходимость является и объективной основой свободы, и ее границей.
Наряду с проблемой свободы Шеллинг ставит и решает проблему ответственности человека за свои действия. Шеллинг считает, что человек должен действовать в соответствии с нравственным законом. Поскольку выбор действий зависит от человека, то его действия могут
быть поставлены ему в заслугу или в вину и вследствие этого на
человека накладывается моральная ответственность.
Иоганн Готлиб Фихте, в отличие от Шеллинга, является представителем субъективно-идеалистического направления в немецкой классике.
Исходным моментом философии Фихте является тезис об автономности «Я». Фихте считал, что наше осознание существования внешнего мира обусловлено осознанием своих восприятий как независимых от нашей воли и сопровождаемых «ощущением необходимости». На основании этого Фихте провозгласил ощущения продуктом «Я». Фихте доказывал, что «вещь-в-себе» (природа) – это результат заблуждения мышления, которое принимает продукты воображения за нечто существующее само по себе. Он считал, что все, что есть «не-Я» должно быть выведено из абсолютного «Я», которое содержит в себе тождество «Я» и «не-Я». Возможность снятия противоположности между «Я» и «не-Я» обосновывается у Фихте при помощи трех основных положений:
- чувственное содержание ничем внешним не обусловлено;
- осознанию чего-то внешнего предшествует осознание самого себя;
- индивид своей мыслительной деятельностью создает весь эмпирический мир.
Таким образом, в философии Фихте был намечен переход от созерцательной философской ориентации к практическому отношению к реальности, то есть заложены предпосылки для философского переворота, который самим Фихте в достаточной мере осознан не был. Фихте, занимаясь обоснованием положений своей субъективно-идеалистической концепции, утверждал, что человек должен преобразовать природу и общество в соответствии со своим внутренним естеством самосознающего существа. В этом он видел нравственную задачу человечества. По мнению Фихте, человек является сам для себя целью и потому должен определять сам себя и не позволять определять себя ничем внешним. Осуществляя свою нравственную задачу по отношению к природе, человек должен приспособиться к предметам природы таким образом, чтобы в них стало видно, что они представляют его зеркальный образ. Только оставив на них свой след, человек может избежать удела смертного существа. Человек может избежать этого удела только в процессе продолжения начатого другими людьми до него.
Обосновывая нравственную задачу, стоящую перед индивидами по отношению к обществу, Фихте руководствовался идеей, в соответствии с которой, в историческом развитии должен реализовываться принцип равенства, который принадлежит людям в силу того, что каждый человек «сам себе цель». Люди, которые абстрактно равны в силу своей самоцелевой ценности, должны реализовывать это абстрактное равенство в своем бытии, в условиях которого между ними существуют различия в силе, в способностях, в таланте, одаренности, в положении и т.д. Фихте видел цель истории в увеличении стремления людей к координации действий, то есть к конкретному и реальному равенству, к взаимности. Он считал, что общество должно гарантировать не только формальное равенство индивидов, но и предоставлять им право на определенную свободную деятельность в сфере общественного разделения труда. В связи с этим Фихте обосновывал право для всех индивидов располагать средствами необходимыми для выполнения работы в выбранной ими отрасли. В своем учении Фихте также наделял человеческое сознание абсолютной мощью, посредством которой человечество осознает себя и формирует окружающую действительность. Значение философской концепции Фихте заключается в том, что он с позиции субъективного идеализма преодолел не только кантовский дуализм, но и границы чисто теоретического познания.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.