2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XXвека (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют русским Леонардо да Винчи, его творчество по масштабности и глубине исследования проблем мироздания и человека не уступает творчеству величайшего из творцов культуры Ренессанса.
Одним из значительных учений свящ.П.Флоренского, имевшего свое продолжение в трудах многих современных мыслителей, представителей философской антропологии, является учение о человеке. Этот аспект представляется чрезвычайно важным для понимания самой направленности творчества великого русского мыслителя. Как известно, Флоренский предполагал строить не просто антропологию, аантроподицею - "оправдание человека", объяснение путей, по которым человек достигаетсмысла своего существования. В религиозном плане эта задача фактически решается поиском ответа на второй после теодицеи, главный, но гораздо более сложный вопрос. Если в рамках теодицеи, по Флоренскому, ставился вопрос: зачем Бог нужен человеку, то в антроподицее нужно было пояснить, зачем человек нужен Богу. И ответ при этом должен быть, по замыслу Флоренского, не отвлечённым и схематичным, а полученным в результате серьёзных философских и научных изысканий.
Со своих религиозных позиций П.Флоренский определил, что антроподицея - это рассмотрение действия в человеке Божественной благодати. Это - более всего "практический" вопрос и поэтому ядром антроподицеи у свящ. Павла Флоренского стала "Философия культа". Религиозный культ призван соединять две реальности: вечную и пребывающую во времени (эмпирическую), а это соединение, в свою очередь, по убеждению Флоренского, реализовано в отношении философско-религиозной антропологии. Сам человек – живое единство этих реальностей и, следовательно, в таком своём качестве он обусловлен культом на самом главном, онтологическом уровне своего бытия. Так в антроподицее происходит соединение и взаимодействие вопросов, относящихся к философии религии и к антропологии; задачи религии (и её средоточия - религиозного культа) и задачи человека совпадают в том, что Флоренский называет "феургией" и определяет как деятельность, направленную на полное претворение эмпирической действительности высшим смыслом, полную реализацию в этой действительности высшего смысла. Совпадение настолько однозначное, что отказ от "феургии" для человека равносилен отказу от самого себя. Иначе можно сказать, что человек перестаёт быть человеком, если в своей жизни и деятельности он не являет себя как "homo liturgus" и "homo religious". Это - вполне определённая концептуализация соотношения между философией религии и антропологией, причём последняя, как становится очевидным с такой точки зрения, может быть только философско-религиозной антропологией, то есть антропологией, использующей как философские, так и богословские, и научные данные о человеке.
Одним из самых оригинальных мыслителей русского духовного ренессанса начала ХХ в., вершившегося в русской философии после В. С. Соловьева, был Н.А. Бердяев. Центральная проблема его философии – это проблема личности, свободы, творчества. Эти темы рассмотрены Бердяевым в работах «Смысл творчества», «Философия свободы», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» и др. Методология Н.А.Бердяева строится на стыке гуманитарной, историко-культурной проблематики, предполагающей обращение к различным источникам в философии, культурологии, художественной литературе, публицистике, социологии, религии. Основная задача человека, по Бердяеву, – творчество. В своем восхождении от зла к добру только творчеством человек может оправдать свою жизнь. Бердяев критически подходит к традиционному религиозному сознанию, которое не понимает смысла творчества, поэтому современный человек должен придти к новому религиозному сознанию. Личность пробуждается в человеке, когда он выходит из бытия (быть в мире означает грехопадение), сохраняет «жизнь в свободе», не приспосабливается (рабское сознание), а свободно выбирает. В этом и заключается свобода духа, духовное творчество личности.
Исходя из антроподицеи(теория оправдания человека) Бердяев выстраивает и свое понимание истории России. Он воспринимает историю как чистое творчество, свободное волеизъявление ума. В противоположность мнению славянофилов, Бердяев доказывал непрерывность русской истории. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы: киевская Русь, Россия московская, Россия петровская, Россия имперская и Россия советская. Поэтому неизбежен выбор века (выбор времени), как более всего характеризующего русское призвание (русскую идею). Таким веком Бердяев считалXIXвек, как век слова и мысли, век внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий. Можно утверждать, что богатейшее философское наследие Н.А. Бердяева стало полемическим полем исследования не только в отечественной философии ХХ века, но и получило широчайшее признание на Западе.
Русский философский Ренессанс был органичной составной частью мировой культуры и вместе с тем плодотворным итогом долгого процесса развития философии в России. В то же время русский Ренессанс существенно отличался от предшествующих периодов развития отечественной философии. Для большинства русских мыслителей свойственно трагическое мироощущение. Оно пронизано предчувствием неминуемой национальной катастрофы. Русская мысль предвидела страшный перелом в русской истории, трагедия же заключалось в том, что невозможно было духовными средствами предотвратить эту катастрофу.
Русский философский Ренессанс завершился в эмиграции (из страны были высланы Н.Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, Л. Карсавин, С. Франк, Н .Лосский, П. Сорокин; в революционные годы умерли В. Розанов, Е. Трубецкой, В. Эрн., П.Флоренский). Русские философы, оказавшиеся на Западе, продолжали свою творческую деятельность. Западная философия впитала в себя многие философские положения русской философии, как когда-то отечественная философия соприкоснулась с западноевропейской. Но главная задача определялась русскими философами-эмигрантами, как задача сохранения преемственности в развитии русской философской традиции в ХХ столетии.
Основные понятия: соборность, исихазм, стяжательство, нестяжательство, правда, славянофильство, западничество, всеединство, софия, историософия, теософия, антропософия.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.