logo
Учебное пособие по философии

3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики

Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют два раздела: 1) диалектику объективную и 2) диалектику субъективную. Объективной диалектикой называют диалектику природных и общественных процессов, протекающую независимо от сознания. Субъективной диалектикой называется процесс познания.

Поскольку субъективная диалектика это диалектика человеческого мышления, следовательно, она связана с познавательной деятельностью , человека, его предметно-практической деятельностью.

В основе предметно-практической деятельности человека лежат основополагающие принципы:

- принцип всеобщей взаимосвязи явлений;

- принцип развития.

С принципом развития согласны все ученые, но понимают его по-разному. Одни специалисты понимают развитие как количественное увеличение или уменьшение объектов. Они преувеличивают роль количественных изменений и игнорируют их связь с качественными преобразованиями. Другие специалисты рассматривают развитие как процесс раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними. Они обращают внимание на то, что объективная реальность существует в постоянном движении и через движение обнаруживает, проявляет себя. Таким образом, существуют два основных подхода к развитию:

- метафизический, в соответствии с которым, развитие рассматривается как движение по кругу, как постоянное повторение уже пройденных циклов или как стремление к равновесию противоположно направленных сил (Спенсер);

- диалектический, в соответствии с которым, развитие понимается как повторение пройденного, но на более высоком уровне (Гегель).

Следует иметь в виду, что все предметы и явления окружающего нас мира изменяются не сами по себе, а во взаимосвязи с другими явлениями и процессами. Развитие, таким образом, является результатом взаимодействия вещей и явлений, результатом взаимосвязей между ними. Связь между ними может быть либо непосредственной, сложившейся в результате прямого взаимодействия, либо опосредованной, сложившейся в результате взаимодействия через ряд звеньев. Взаимосвязи между явлениями и процессами, их отражение в сознании человека составляют содержание категорий и законов развития.

Категориями называются понятия, представляющие собой всеобщие формы мышления и отражающие наиболее существенные связи, присущие всем объектам объективной реальности. Выявление всеобщих, повторяющихся связей приводит к открытию законов окружающего мира.