8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и отношений, проблематику социальной жизни и философские системы, называется социальная философия (от лат. societas– общество). Общество является частью действительного мира, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей, саморазвивающейся системой.
Понятие общества в истории философии претерпело серьезные изменения. Так распространенным представлением об обществе было определение его как совокупности человеческих индивидов. Такой точки зрения придерживался, например, древнегреческий философ Аристотель, утверждая, что объединение людей в общество происходит для удовлетворения «социальных инстинктов». Данная точка зрения на общество была популярна не только в античности. Значительно позже, в XVII-XVIIIвв. философы Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо также полагали, что общество – совокупность индивидов. Однако они считали, что люди объединяются с целью взаимного контроля над собственными действиями. Такая позиция являлась выражением бытовавшей довольно длительное время в истории философии иногда имеющей место и в наши дни теории «общественного договора».Данная концепция была популярна в социальной философии и теории права в силу того, что она объясняла возникновение государства не божественным провидением, не действием каких-либо сил, невидимых и непостижимых, а вполне реальной, естественной причиной – необходимостью соглашения между людьми.
Против теории «общественного договора» выступали философы еще в XIXвеке. Это, например, О. Конт, основатель нового направления в научном знании – социологии. О.Конт утверждал, что истоки общества состоят в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных систем, «закона трех стадий». Любое общество в своем становлении проходит три этапа, которые обобщаются, как исторический опыт в сознании: религиозном (первая стадия); философском (вторая стадия); научном (третья стадия).
К.Маркстакже был противником «теории общественного договора». Он противопоставил ей другую теорию –общественно-экономических формаций,согласно которой в основе того или иного типа общества лежит тип производственных отношений. Таких типов выделяется пять: первобытнообщинный строй (формация), рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (социализм – его первая стадия).
В основе этой концепции лежит понимание общества как совокупности всех общественных отношений. Применив диалектический подход, К.Маркс исследовал общество как сложную, многоуровневую, саморазвивающуюся социальную систему, состоящую из подсистем: материально-производственной, социально-политической и духовной. Определяющую роль в развитии социальной системы играет материально-производственная подсистема общества, а именно производство материальных благ, которое возможно только в процессе производственных отношений: по поводу формы собственности, производства, потребления и обмена.
Большой вклад в понимание общества как сложной системы внес немецкий ученый конца XIX- началаXXвв. -М.Вебер, который в отличие от К.Маркса предложил, так называемую,«многофакторную концепцию общества».Общество как сложная система в своем развитии не может определяться только одним фактором (у К.Маркса таким фактором являлась материальная подсистема). Макс Вебер выделяет несколько причин развития социума: экономическая, политическая, профессиональная – все они равноценны.
Представления об обществе как целостной системе в социальной философии особенно быстро развивались в XXв., под влиянием работ социологов, представителейструктурного функционализма, и прежде всегоТ. Парсонса и Р. Мертона.
Исходным понятием теории общества Т. Парсонса выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность:
- адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею;
- целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение;
- интеграция предполагает координацию структурных элементов
системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка,
противодействие дезинтеграции системы;
- латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами.
Функция интеграции общества реализуется социальной системой. Другая функция – целедостижения, реализуется системой, которую Т.Парсонс обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом.
Под социальной системой, согласно парсонсовской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли.
Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализация – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер.
Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры – совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три другие подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческий организм выступают в качестве окружающей среды. Подсистемами социальной системы, в свою очередь, выступают: экономическая система, политическая система, система социетальной общности и система социализации.
Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помощи последнего организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: санкции; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; насилие и принуждение.
Р. Мертон, критически относясь к теории Т.Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма.
Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы – величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции), либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другое понимание: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции.
Важным шагом в развитии системного подхода стала теория немецкого социолога Н. Лумана.Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: системы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индивидами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованны. Современная социетальная система – это, прежде всего, мировое ссобщество или открытая социальная система. Специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями. Важнейшими признаками открытых социальных систем выступают, по Луману: самореференция и аутопойэсис. Самореференция– это способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), следовательно, и от других систем. Фактически она сводится к возможности системы устанавливать свои границы.Аутопойэсис означает возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы. Главными элементами социальной системы являются не действия, а коммуникации,под которыми понимаются простейшие процессы конструирования реальности.
На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы.
Понятие стратификациивпервые ввел в социологию и социальную философиюП.Сорокин. Любое общество, даже древнее, архаичное имеет стратификацию, т.е. деление на социальные группы, слои или «страты». В отличие от марксистской классовой теории, П.Сорокин использует понятие «страт» для объяснения причинмобильности,движения стратов или представителей стратов по«социальному лифту».Признаками стратификации являются: экономическая стратификация, политическая, профессиональная.
Ф.Тённисвыделил две специфические формы социальной организации: общину – традиционное сообщество и общество – современное, сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.
Для традиционного обществахарактерны:
1) естественное разделение труда (по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);
3) высокая структурная устойчивость;
4) относительная изоляция;
5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;
6) наследственная власть, правление старейшин;
7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей;
8) регламентация социального поведения конкретными
предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;
9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»;
10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.
Для современного обществахарактерны:
1)развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);
2) социальная мобильность;
3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах;
4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов;
5) сложная система социального управления – выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления;
6) секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт;
7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;
8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»;
9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права.
В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность – это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность – это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития.
В качестве организующих принципов «современности» чаще всего выделяются:
1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации);
2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления – разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни);
3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания);
4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью);
5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например, религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т.д.).
Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают:
1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям;
2) готовность к плюрализму мнений;
3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое;
4) признание высокой ценности образования;
5) уважение достоинства других людей и др.
Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества.
Наибольшую известность среди них получили:
1.Теория постиндустриального (информационного) общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства – сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой.
2. Концепция постэкономического общества, согласно которой
социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания.
3. Концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск (похожая концепция – У.Бека – «общество риска») заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.