logo search
ФИЛОСОФИЯ-КАЗ / ТИПпрфилос2005

Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры.

Основное содержание китайской предфилософии (сочинения “Ши цзин”, “Шу цзин”, и “ И цзин”). Основные направления древнекитайской философии – конфуцианство и даосизм, их единство и различие. Практическая направленность конфуцианской философии. Прагматический характер социально-этических максим конфуцианства. Важная роль конфуцианской философии в китайской культуре и обществе. Конфуцианство как практическая философия закрепления принципа иерархической организации общества. Роль конфуцианства в становлении института чиновничества. Основные максимы чиновника. Конфуцианство как идеология китайского общества.

Даосская философия и картина мироздания. Место человека в даосистской картине мироздания. “Жизнь как великая ценность”. Даосский способ сохранения и укрепления жизни. Космический характер принципа справедливости. Мистический и холистический стиль даосского мышления. Даосская практика достижения бессмертия.

Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. Фундаментальные идеи моизма: всеобщая любовь, преуспеваемость, взаимная польза. Взаимная польза как мера взаимности человечности. Моизм как философия прагматической целесообразности. Прагматическая целесообразность трудовой деятельности и ее влияние на формирование практической направленности культурной стратегии китайского человека.

Легизм как философия социально-политических стратегий в эпоху “воюющих государств” Легизм и вопросы государственного управления. Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. Законы как регуляторы человеческого поведения и отношения в государстве. Порядок и законы правителя и их роль в “социализации” человека. Легизм как идеология неприятия стратегии “прошлого”. Формирование стратегии: “Для новой исторической действительности – новые способы управления”. Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа, на исторический путь китайского народа, на формирование китайского ментальности, на прагматическую стратегию китайского народа.