logo
ФИЛОСОФИЯ-КАЗ / ТИПпрфилос2005

Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.

Социокультурный контекст формирования западноевропейской средневековой философии. Основные источники. Феномен христианской религии в средневековой культуре. Горизонты христианского мировоззрения. Основные духовные ценности христианской религии. Трактовка соотношения веры и знания в “Новом Завете”. Христианство и Античная философия. Разочарование в “жизненной философии” и утрата интереса к теоретической проблематике античной рационально ориентированной философии. Земная жизнь как драматизация истории. Учение о справедливом вознаграждении за страдания и несправедливость. Встреча двух культур: христианство и греческая и эллинистическая философии.

Формирование стратегии философской рефлексии над религиозным мировоззрением. Неоплатонизм как выражение пробудившейся религиозной направленности мировоззренческих поисков. Синтез христианства и неоплатонизма, христианства и позднего стоицизма: трансформация философских идей в контексте религиозного поиска и опыта. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм как основания всей средневековой философии. Специфика нового теоцентрического способа философствования. Проблема жизни и смерти. Проблема смысла жизни и предназначения человека в средневековой культуре. Учение о спасении. Учение о Воскрешении.

Философия и теология как основные виды интеллектуальной деятельности. Претензии на истинное постижение. Центральные темы мировоззренческих поисков. Новые положения, привнесенные христианством в философию и интеллектуальную сферы культурной жизни средневекового человека. Роль А. Августина в формировании главных стратегий культурного выбора средневекового человека. Ценность человека и учение о спасении. Космологическая и аксиологическая центрированность человека в христианской модели мира. Приоритетность истории. Линейная заданность истории. Идея предопределенности истории. Её влияние на формирование новой стратегии модели жизни человека в средневековой культуре. Главные духовные ориентиры средневекового человека в мире христианской культуры.

Проблема власти: государственной и церковной. Двойная лояльность и конфликтность двух стратегий власти. Различие задач двух властей. Легитимность каждой власти и их обоюдная поддержка. Учение о двух властях как идеология средневекового западноевропейского общества. Феномен “Реального” и “Словесного” согласия. Нечеткость, двусмысленность как причина различных версий интерпретации учения о двух властях. Мораль как задача “Духовной власти”. Фундаментальные духовные ценности как основа осуществления “Земной политики”. Коллизии трансформации статусов двух властей в политической реалии средневекового общества. Роль средневековой философии в выработке иерархически упорядоченной картины правового положения человека в обществе.

Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую средневековую философскую мысль. Синтез христианства и аристотелизма. Феномен схоластики. Философия в период схоластики. Своеобразие схоластического мышления. Томизм как философия римской католической церкви. Фундаментальные идеи томизма. Философия и теология. Проблема соотношения веры и знания. Философия схоластики и формирование дедуктивного метода рассуждения. Дедуктивный метод рассуждения как логическое условие правильности выводов и стерильности в отношении нового знания.

Роль Закона в управлении христианским обществом. Вечный Закон, Естественный Закон, Божественный закон как основание достижения благой жизни. Проблематизация отношения Государства и Церкви. Моральное совершенство и юридическое верховенство. Томизм как высшая форма схоластической мудрости.

Влияние средневековой, религиозной философии на формирование приоритетности духовных ценностей, моральности сознания западного человека. Изменение мировоззренческого горизонта западного человека под влиянием христианской религии и христианской модели мира на жизненный выбор и стратегию западного человека.