Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.
Социокультурный контекст формирования западноевропейской средневековой философии. Основные источники. Феномен христианской религии в средневековой культуре. Горизонты христианского мировоззрения. Основные духовные ценности христианской религии. Трактовка соотношения веры и знания в “Новом Завете”. Христианство и Античная философия. Разочарование в “жизненной философии” и утрата интереса к теоретической проблематике античной рационально ориентированной философии. Земная жизнь как драматизация истории. Учение о справедливом вознаграждении за страдания и несправедливость. Встреча двух культур: христианство и греческая и эллинистическая философии.
Формирование стратегии философской рефлексии над религиозным мировоззрением. Неоплатонизм как выражение пробудившейся религиозной направленности мировоззренческих поисков. Синтез христианства и неоплатонизма, христианства и позднего стоицизма: трансформация философских идей в контексте религиозного поиска и опыта. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм как основания всей средневековой философии. Специфика нового теоцентрического способа философствования. Проблема жизни и смерти. Проблема смысла жизни и предназначения человека в средневековой культуре. Учение о спасении. Учение о Воскрешении.
Философия и теология как основные виды интеллектуальной деятельности. Претензии на истинное постижение. Центральные темы мировоззренческих поисков. Новые положения, привнесенные христианством в философию и интеллектуальную сферы культурной жизни средневекового человека. Роль А. Августина в формировании главных стратегий культурного выбора средневекового человека. Ценность человека и учение о спасении. Космологическая и аксиологическая центрированность человека в христианской модели мира. Приоритетность истории. Линейная заданность истории. Идея предопределенности истории. Её влияние на формирование новой стратегии модели жизни человека в средневековой культуре. Главные духовные ориентиры средневекового человека в мире христианской культуры.
Проблема власти: государственной и церковной. Двойная лояльность и конфликтность двух стратегий власти. Различие задач двух властей. Легитимность каждой власти и их обоюдная поддержка. Учение о двух властях как идеология средневекового западноевропейского общества. Феномен “Реального” и “Словесного” согласия. Нечеткость, двусмысленность как причина различных версий интерпретации учения о двух властях. Мораль как задача “Духовной власти”. Фундаментальные духовные ценности как основа осуществления “Земной политики”. Коллизии трансформации статусов двух властей в политической реалии средневекового общества. Роль средневековой философии в выработке иерархически упорядоченной картины правового положения человека в обществе.
Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую средневековую философскую мысль. Синтез христианства и аристотелизма. Феномен схоластики. Философия в период схоластики. Своеобразие схоластического мышления. Томизм как философия римской католической церкви. Фундаментальные идеи томизма. Философия и теология. Проблема соотношения веры и знания. Философия схоластики и формирование дедуктивного метода рассуждения. Дедуктивный метод рассуждения как логическое условие правильности выводов и стерильности в отношении нового знания.
Роль Закона в управлении христианским обществом. Вечный Закон, Естественный Закон, Божественный закон как основание достижения благой жизни. Проблематизация отношения Государства и Церкви. Моральное совершенство и юридическое верховенство. Томизм как высшая форма схоластической мудрости.
Влияние средневековой, религиозной философии на формирование приоритетности духовных ценностей, моральности сознания западного человека. Изменение мировоззренческого горизонта западного человека под влиянием христианской религии и христианской модели мира на жизненный выбор и стратегию западного человека.
- Типовая учебная программа
- Оглавление
- 4. Авторы. Пояснительная записка
- 1.3 Задачами преподавания учебной дисциплины “Философия” являются:
- 2. Основные компетенции:
- 3. В процессе изучения дисциплины:
- Содержание Введение
- Основная часть Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции
- Философия в культурно-историческом контексте.
- Исторические типы философствования в контексте культуры Древнеиндийская философия как феномен восточной культуры
- Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры.
- Философия в античной культуре.
- Феномен философии в средневековой культуре Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры
- Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.
- Философия в культуре Ренессанса и Реформации..
- Западноевропейская философия в культуре Нового Времени.
- Западноевропейская философия в культуре второй половины х1х в.
- Русская философия как феномен российской культуры х1х – хх в.В.
- Феномен философии в казахской культуре
- Советская Философия в культуре хх в.
- Западная философия в контексте культуры хх в. Канун хх1 в.
- Основные разделы философии. Философия бытия
- Философская антропология.
- Социальная философия.
- Философия культуры
- Философия любви.
- Философия религии
- Философия истории.
- Философия политики
- Философия образования.
- Проблемы философии Проблемы теории диалектики
- Эпистемология
- Философия глобальных проблем.
- Примерный перечень тем семинарских занятий.
- Рекомендуемый список литературы Основная:
- Дополнительная:
- Авторский коллектив: