Западноевропейская философия в культуре второй половины х1х в.
Эпохальные события культуры второй половины Х1Х в. Рационализм и оптимизм, вера в безграничный прогресс. Индустриальное общество и его основные доминанты. Технический прогресс как главная ценность индустриального общества. Х1Х в. - “Золотой век” науки.
Эпистемологический спор о человеке. Дарвинизм. Ангажированность социально-политической философии. Социоцентристский тип философствования. К. Маркс как философ. Учение К. Маркса о предметной деятельности. Социальная концепция человека. Учение об отчуждении и его преодолении. Прибавочная стоимость и эксплуатация. Причины эксплуатации. Понятие превращенной формы. Утопические элементы в философии Маркса. Влияние идей Маркса на социально-политические концепции западного общества. Влияние идей марксовой теории на формирование социально-политического активизма западного человека, обретение мировоззренческой уверенности и социального оптимизма на конструктивное изменение социального и политического строя западного общества, на утверждение стратегии социальной справедливости и социального равенства.
Развитие общественных наук. Повышение интереса к социогуманитарному знанию. Зарождение позитивизма. О. Конт как отец позитивной социологии. Позитивный способ мышления и его модусные характеристики: конструктивность, методологичность, организованность. Философия и сциентизм. Эмпириокритицизм и махизм как продолжатели позитивизма. Интерес к методологии научного исследования. Неокантианство и его разработка проблемы метода научного исследования. Новое измерение человека: “человек как символическое животное”.
Метафизика половой любви А. Шопенгауэра. Философия “жизни”. Европейский нигилизм. Нигилизм как психическое состояние. “ Бог умер!”. Критика христианства и метафизики. Мораль “господ” и мораль “рабов”. “Духовный террор” морали “рабов” как сила сокрушения морали господ. Концепция сверхчеловека. Воля к власти.
Влияние западноевропейской философии на формирование эпистемологической уверенности западного человека в развитии активных изменений в научно-технической деятельности. Определение потенциальных возможностей и причин препятствующих активизации научной рациональности западного человека. Притязания Научного и Философского разума быть Законодательным Разумом в культурной деятельности западного человека.
- Типовая учебная программа
- Оглавление
- 4. Авторы. Пояснительная записка
- 1.3 Задачами преподавания учебной дисциплины “Философия” являются:
- 2. Основные компетенции:
- 3. В процессе изучения дисциплины:
- Содержание Введение
- Основная часть Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции
- Философия в культурно-историческом контексте.
- Исторические типы философствования в контексте культуры Древнеиндийская философия как феномен восточной культуры
- Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры.
- Философия в античной культуре.
- Феномен философии в средневековой культуре Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры
- Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.
- Философия в культуре Ренессанса и Реформации..
- Западноевропейская философия в культуре Нового Времени.
- Западноевропейская философия в культуре второй половины х1х в.
- Русская философия как феномен российской культуры х1х – хх в.В.
- Феномен философии в казахской культуре
- Советская Философия в культуре хх в.
- Западная философия в контексте культуры хх в. Канун хх1 в.
- Основные разделы философии. Философия бытия
- Философская антропология.
- Социальная философия.
- Философия культуры
- Философия любви.
- Философия религии
- Философия истории.
- Философия политики
- Философия образования.
- Проблемы философии Проблемы теории диалектики
- Эпистемология
- Философия глобальных проблем.
- Примерный перечень тем семинарских занятий.
- Рекомендуемый список литературы Основная:
- Дополнительная:
- Авторский коллектив: