Содержание Введение
Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. В состав объекта изучения входят основные направления и проблемы мировой и отечественной философии в их внутренней взаимосвязи. Предметом философии является анализ универсалий культуры. Философия есть рефлексия над предельными основаниями бытия вообще и человеческого бытия в контексте культуры и природы.
Методы изучения дисциплины: В процессе преподавания и изучения студентами курса философии применяются основные философские методы и принципы:
принцип единства исторического и логического;
принцип культур-историзма;
метод культур-релятивизма,
метод восхождения от абстрактного к конкретному;
метод философской компаративистики и другие.
Статус и структура, роль и место данной дисциплины среди других дисциплин:
Философия есть особая форма духовного производства, несводимая к другим его формам (религии, науке, искусству, морали и др.). Философия есть рефлексия над мировоззренческими и мироотношенческими ориентирами человека. Поэтому она синтезирует и обобщает результаты практического и духовного и освоения мира, предлагая возможные стратегии и выбор социокультурного развития общественной жизни, в определении и поиске культурной идентичности.
Место философии среди других дисциплин заключается в ее предмете и функциях. Она, с одной стороны, обобщает мировоззренческие и методологически значимые результаты других дисциплин, с другой стороны, вырабатывает для них мировоззренческие и методологические основания, помогая отраслям специализированного научного знания рационально осознать и определить основные стратегии в решении выдвигаемых задач и способов их достижения. Наконец, философия, опираясь на различные формы жизненно-практического опыта, познавательного и ценностного освоения мира, трансформирует в своих понятиях и принципах мировоззренческие идеи, создаваемые нравственным, религиозным, художественным, политическим, правовым, научно-техническим сознанием. Философия, синтезируя многообразные системы практического знания, участвует в формировании научной картины мира, осуществляет интеграцию всех форм деятельности, выступает в качестве самосознания культурно-исторической эпохи. Являясь самосознанием своей культурно-исторической эпохи, философия в современной духовной ситуации участвует в выработке сознания ответственности за последствиями постиндустриальной, техногенной цивилизации. Философия вносит вклад в создание стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействия различных культурно-духовных позиций. Философия принимает участие в выработке культурной модели стабильной и устойчивой формы общественной системы, стратегию противостояния деструктивным действиям, угрожающим национальной безопасности и выбранным моделям культурной идентичности.
Краткий исторический очерк развития дисциплины, отражающий её основные этапы:
Мировоззренческие искания присуще человечеству со времени его возникновения. Первоначально философия возникла в трех ареалах планеты – Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. Наиболее способной к экспансии в другие культуры оказалась древнегреческая философия. Постановка философских проблем, равно как и формирование внутренней структуры, предложенной стоиками (1У в. до н. э.):
логика,
физика,
этика.
В последствии эта структура претерпела свои коррективы в контексте развития философии в западноевропейской культуре, благодаря Фр. Бэкону, Р. Декарту, И. Канту, Г. Гегелю и другим корифеям европейской философской мысли. Важное духовное значение имеет философия, сложившаяся в контексте восточных культур, с ее акцентом на духовно-нравственном совершенствовании человека. В условиях постсовременности, в сложном динамичном процессе происходит систематическое обращение к освоению духовного опыта в рамках философских традиций стран Востока, ориентирующих на поиск гармонии во взаимоотношениях человека с окружающим миром.
История философии – это история самосознания человеческой культуры. Для каждой культурной эпохи характерен свой исторический тип философствования, опыт духовного поиска ответа на наиболее важные в мировоззренческом отношении вопросы. При этом философия акцент ставила на нахождении таких культурных стратегий, которые обеспечивали бы не только стабильность культурного региона, устойчивость общественного устройства, но и гарантировали бы сохранение главных ценностей – жизнь, мир, общественная, государственная, национальная безопасность. Акцент философия всегда ставила на главном капитале – на человеке, стремясь разработать для осуществления им жизненной стратегии духовный и материальный капитал, мировоззренческие ориентиры возможных путей поиска и обеспечения гарантированной и стабильной модели общественной и культурной организации жизни.
- Типовая учебная программа
- Оглавление
- 4. Авторы. Пояснительная записка
- 1.3 Задачами преподавания учебной дисциплины “Философия” являются:
- 2. Основные компетенции:
- 3. В процессе изучения дисциплины:
- Содержание Введение
- Основная часть Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции
- Философия в культурно-историческом контексте.
- Исторические типы философствования в контексте культуры Древнеиндийская философия как феномен восточной культуры
- Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры.
- Философия в античной культуре.
- Феномен философии в средневековой культуре Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры
- Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.
- Философия в культуре Ренессанса и Реформации..
- Западноевропейская философия в культуре Нового Времени.
- Западноевропейская философия в культуре второй половины х1х в.
- Русская философия как феномен российской культуры х1х – хх в.В.
- Феномен философии в казахской культуре
- Советская Философия в культуре хх в.
- Западная философия в контексте культуры хх в. Канун хх1 в.
- Основные разделы философии. Философия бытия
- Философская антропология.
- Социальная философия.
- Философия культуры
- Философия любви.
- Философия религии
- Философия истории.
- Философия политики
- Философия образования.
- Проблемы философии Проблемы теории диалектики
- Эпистемология
- Философия глобальных проблем.
- Примерный перечень тем семинарских занятий.
- Рекомендуемый список литературы Основная:
- Дополнительная:
- Авторский коллектив: