Основные разделы философии. Философия бытия
Отношение “человек – мир” как фундаментальное отношение в составе бытия. Явная и неявная онтология. Основные типы онтологии. Проблема бытия и небытия. Основные способы ее решения и основные стратегии бытия человека, которые она задала. Влияние философского решения проблемы бытия на культурный выбор и формирование культурной стратегии восточного и западного человека. Бытие как бытие человека. Принципиальное отличие бытия человека от мира вещей. Неподлинность человеческого бытия. Бытие человека в мире вещей. Интегрированность бытия человека в мир вещей ( М. Хайдеггер). Вещная зависимость.
Дихотомии человеческого существования. Историческая дихотомия человеческого существования. Экзистенциальная дихотомия человеческого существования. Формы неподлинной, неплодотворной ориентации человека. Формирование стратегии “Иметь” как неподлинности бытия человека. Стратегия “Быть”. Подлинное бытие человека. Плодотворная ориентация человека. Уникальность человеческого бытия. Человек как главная ценность и капитал в современности.
Феномен небытия. Постоянная обращенность человеческого бытия в небытие. Безопорность человеческого существования. Принятие смерти как стратегия человека. Феномен смерти. Отношение к смерти в культуре и философии. Зарождение идеи Танатоса. Война как “культирование” страха перед смертью и искусственная форма приобщения к смерти. Комплекс образов и архетипов смерти. Символизация смерти. Неопсихоанализ о смерти. Экзистенциальный психоанализ смерти. Трансперсональная психология о феномене смерти. Религиозная трактовка смерти: христианство и ислам о феномене смерти. Почему мусульманин не боится смерти? Буддистский тантризм и стадии принятия смерти. Отношение к смерти в восточной философии и культуре. Феномен бессмертия. Трансперсональный опыт и преодоление смерти. Опыт йоги и даосизма. Опыт суфизма.
Экзистенциалы человеческого бытия. Феномен страха. Экзистенциализм о страхе. Страх и трепет. Страх как страсть. Футурошок.
Феномен страдания. Жизнь как страдание. Христианское постижение страдания. Мучительность нашего страдания и человеческого существования. Несчастье как жизненное правило (А. Шопенгауэр). Одиночество как страдание. Беззащитность человека. Страдание как глубинное экзистенциальное переживание.
- Типовая учебная программа
- Оглавление
- 4. Авторы. Пояснительная записка
- 1.3 Задачами преподавания учебной дисциплины “Философия” являются:
- 2. Основные компетенции:
- 3. В процессе изучения дисциплины:
- Содержание Введение
- Основная часть Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции
- Философия в культурно-историческом контексте.
- Исторические типы философствования в контексте культуры Древнеиндийская философия как феномен восточной культуры
- Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры.
- Философия в античной культуре.
- Феномен философии в средневековой культуре Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры
- Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.
- Философия в культуре Ренессанса и Реформации..
- Западноевропейская философия в культуре Нового Времени.
- Западноевропейская философия в культуре второй половины х1х в.
- Русская философия как феномен российской культуры х1х – хх в.В.
- Феномен философии в казахской культуре
- Советская Философия в культуре хх в.
- Западная философия в контексте культуры хх в. Канун хх1 в.
- Основные разделы философии. Философия бытия
- Философская антропология.
- Социальная философия.
- Философия культуры
- Философия любви.
- Философия религии
- Философия истории.
- Философия политики
- Философия образования.
- Проблемы философии Проблемы теории диалектики
- Эпистемология
- Философия глобальных проблем.
- Примерный перечень тем семинарских занятий.
- Рекомендуемый список литературы Основная:
- Дополнительная:
- Авторский коллектив: