2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он призывал не ограничиваться готовыми решениями и привычными размышлениями, а отталкиваться от незнания и размышлять.
Именно в размышлениях и дискуссиях сформировался философский метод Сократа, сущность которого заключается в достижении истины путем выявления противоречий.
Среди учеников Сократа самым выдающимся был Платон. Учение Платона – системаобъективного идеализма. Сторонники объективного идеализма утверждают, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе.
Главное в учении Платона – это примат общего над единичным и
отдельным. Согласно Платону, мир раздваивается на два мира: мир идеальных сущностей и мир вещей. Первый является прообразом второго. В отличие от мира идей, который вечен и неподвижен, мир вещей хаотичен и подвижен, он постоянно изменяется и рождается, поскольку он полон несправедливости, зла, безобразия, никогда не совместим с образцами добра и красоты.
Теория познания Платона построена на его объективно-идеалистической картине мира. Сотворенные богами души, живут в идеальном мире, Вселившись в тела, души забывают об идеальном мире. Отныне они становятся подвластны не сверхчувственному умозрению, а чувственному восприятию. Познание трактовалось у Платона, как воспоминание человеком мира идей, где его душа воспринимала идеи непосредственно. Этому воспоминанию способствует, прежде всего, созерцание вещей, которые, сами, будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по контрасту. Но все же не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а, наоборот, рациональная ступень познания предшествует чувственной. Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. Понять учение Аристотеля нелегко. Это объясняется тем, что у него нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, он колебался между материализмом и идеализмом.
Философию Аристотель считал наилучшей среди наук в силу ее практической бесполезности: она никому не нужна в обыденной практической жизни, но она необходима, поскольку учит людей мыслить, сомневаться, находить истину. Философы – это люди, которые способны удивляться тому, на что другие не обращают внимания. Философы задумываются над тем, что другим людям кажется ясным и очевидным в силу привычки. Благодаря способности философов удивляться, они приходят к открытию причин и начал мироздания. Таким образом, по Аристотелю, философия должна заниматься выявлением причин существования чувственно воспринимаемого мира. Причиной существования мира вещей является сущность, для объяснения природы которой Аристотель вводит понятие субстрата (общей материальной основы многообразных явлений). Согласно учению Аристотеля, все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум (нус) - перводвигатель (форма всех форм), который Аристотель называл богом. Наличие перводвигателя является условием движения и преобразований в мире. Аристотель считал, что реальность состоит из вещей, относящихся к десяти категориям. Эти категории таковы.
- Сущность: Аристотель имеет в виду такие предметы, как дома, лошади, люди, горы, деревья и статуи.
- Качество (атрибуты): зеленый, массивный, храбрый, мудрый.
- Количество: метр, тонна.
- Отношение: половина (чего-то); больше, чем.
- Место: на рынке.
- Время: в прошлом году, вчера.
- Состояние (положение): сидит, стоит.
- Обладание: обут, одет в пальто.
- Действие: ударяет, режет, бросает.
- Претерпевание (то, что происходит с сущностью): горит, задыхается.
Аристотель полагал, что вещи, принадлежащие к различным категориям, существуют по-разному – зависимо или независимо. Качества, количества и отношения, безусловно, существуют, но существуют лишь постольку, поскольку сущности являются желтыми или зелеными, длинными, короткими или тяжелыми, рядоположенными, сравнительно старыми или молодыми и т.д. Качества, количества и отношения зависят от сущностей. Действия, например наблюдение затмения, существуют, когда сущности действуют. Действия тоже зависят от сущностей. Учение Аристотеля имело огромное значение для дальнейшего развития философии. Он детализировал всю философскую проблематику, подробно описал тончайшие терминологические различия, тем самым решил задачу окончательного оформления всей греческой мысли.
Наряду с учениями Платона и Аристотеля примером античного классицизма могут служить взгляды античных атомистов– философов материалистического направления (Левкипп, Демокрит). ПоДемокриту, все существующее состоит из атомов и пустоты, являющейся необходимым условием движения атомов. В процессе движения атомы сталкиваются, соединяются и разъединяются, что обусловливает многообразие природного мира. Рассмотрение атомов в качестве материального первоначала решило многие философские проблемы, поставленные задолго до Демокрита и Левкиппа. Например, при посредстве идеи об атомах можно было объяснить материальность Вселенной и движения, многообразие материальных вещей, единство материального мира, развить представление о неуничтожимости и несотворимости материи. Кроме того, идея атомизма содержала мысль о безграничности и бесконечности материи, а также, допуская существование пустоты, решала проблему движения. С помощью атомов решалась проблема возникновения и развития мира. Атомисты считали, что тела возникают благодаря сочетанию атомов, а гибнут в результате распадения соединений. Был также решен вопрос о бесконечности пространства и времени.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.