logo search
Шпоры по философии

Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.

Предмет философии. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Структура философии: 1)Онтология - сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия; 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания; 3)логика- учение о законах и принципах мышления; 4)Этика – учение о нравственности, морали; 5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития; 7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности); 8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники; 10) аксиология – учение о ценностях; Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений) • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). •Одного языка, понятного всем философам, нет. Область философского исследования: 1. Онтологический вопрос в наше время сразу же распадается на два вопроса: «Что есть физический мир (природа)?» и «Что есть социальный мир (общество)?». Возможно, во времена античности, когда отдельный человек отождествлял себя со своим родом, с полисом, этого расщепления не было, но сейчас общество противостоит индивиду как часть его «не-Я», причем часто даже еще более чуждая и враждебная ему, чем природа. Вопрос о том, что есть физический мир или природа, исследует область философии, называемая «онтологией» или «метафизикой». (В настоящее время эта область чаще называется «философскими вопросами естествознания»). Эта область пытается ответить на такие вопросы, как: конечен мир или бесконечен? Что такое движение? Лежит ли в основе видимого многообразия вещей некая единая основа, начало, субстанция? Какова природа этой субстанции – материальна она или духовна? Подчинено ли взаимодействие и изменение вещей каким-то законам? Каждый из этих вопросов в свою очередь расщепляется на несколько дальнейших проблем, например: что такое бесконечность? Существует ли только потенциальная бесконечность или также актуальная? Проблемы ветвятся, пускают новые побеги… Порой оказывается, что некоторые из них уже можно решать научными методами, тогда они выпадают из сферы философии. Проблемы социальной онтологии исследует социальная философия: что такое человеческое общество? Что скрепляет его в некоторую целостность? Что такое человеческая деятельность? Каковы основы власти? В каких отношениях находится индивид к государству? В область социальной философии входят такие разделы, как: философия права, политология, философия истории и т.п. 2. Антропологический вопрос включает в себя проблемы, связанные с пониманием человеческой личности, творчества, свободы, прекрасного, нравственных ценностей и т.п. Эти проблемы рассматриваются в таких областях философии, как: этика, эстетика, философская антропология и т.п. Здесь, правда, есть одна трудность, которая существенно осложняет классификацию философских проблем и не позволяет провести четких границ между разными областями философского исследования. Общество, социальная среда противостоят индивиду как нечто внешнее, как «не-Я». Это дает нам основание говорить о социальной онтологии. Однако все мы прекрасно понимаем, что общество, общественные отношения и учреждения в какой-то мере есть продукт сознательной деятельности человека, т.е. различных «Я». С другой стороны, и сама личность человека, его «Я», в огромной, если не в решающей степени формируется тем обществом, членом которого он является. Таким образом, философское рассмотрение общества часто оказывается рассмотрением человека, анализ общества есть в то же время анализ личности. Социальная онтология и антропология пересекаются и разделить их проблематику, сферы их исследования порой невозможно. 3. Важнейшей проблемой, относящейся к взаимоотношениям «Я» и «не-Я», является гносеологическая: что и как я могу знать? Она расщепляется на вопросы о познавательных способностях человека, их взаимоотношении в процессах познания, о природе знания и истины, о взаимоотношении знания и веры, о предпосылках и методах познания и т.п. На эти вопросы отвечает область философии, называемая «гносеологией» или «теорией познания». В ХХв. сформировалась новая область философских исследований, называемая «философией науки» или «эпистемологией». Она занимается описанием особенностей научного познания: структуры научного знания, методов науки, функций научной теории и т.п. 4. К этим важнейшим областям философского исследования следует добавить еще обширную область истории философии. Конечно, каждый исследователь стремится познакомиться с историей решений избранной им проблемы. Ему это требуется для того, чтобы не изобретать давно изобретенный велосипед. Но это еще не история философии.