Мировозрение, его структура и функции.
Мировоззрение - система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ: Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Характеристику функций мировоззрения можно дать, на наш взгляд, если трансформировать имеющиеся характеристики функций философии. Это вполне допустимо с учетом того, что философия является общественно-историческим типом мировоззрения. С учетом этих допущений можно выделить такие функции мировоззрения: - методологическая функция - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека; - гносеологическая функция - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания; - аксиологическая функция - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя; - социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе; - критическая функция - выражается в критическом осмыслении окружающего мира и самого себя; - прогностическая функция - выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя;- интеграционная функция - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей, - воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.
Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20 – 21 веков.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
- Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
- Мировозрение, его структура и функции.
- Философия Древнего востока
- Философские традиции Индии
- Философские традиции Китая
- Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.Э.)
- Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»
- Легисты
- Античная философия: от мифа к логосу
- Философия Средневековья
- Философия Возрождения
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико – материалистическое понимание мира и природы.
- Неклассическая философия и её основные направления
- Аналитическая философия
- Философия коммуникативного действия.
- Cинергетика
- Филосовская мысль Белоруси. Этапы становления.
- Российская философия 18 – 20 веков.
- Онтология как учение о бытие
- Пространтсвенно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская терория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественно научного и филосовского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный ителлект.
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное познание в мире.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепция истины. Истина и критерий достоверности.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии
- Экономические, политические,
- Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- Философское учение о ценностях.
- Философия индетичности
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Восток и Запад, философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельнсоти.
- Взаимоотношения естественных, гуманитарных, и технических наук.
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.