Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
Философия Иммануила Канта
Его работа «Критика чистого разума». Основные положения этой работы: 1) всякое знание начинается с опыта но не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный (доопытный характер) 2) Эмпирическое знание единично. А знание полученное априорным путем имеет необходимый всеобщий характер. 3) Доопытны только формы знания(факт, аксиома, гипотеза) Сами доопытные формы не являются вражденными. Смысл Кантовского априоризма: познающий индивид распологает сложившимися до него формами познания . Любое знание в конечном итоге берется из всерасширяющегося опыта человечества. Кант различает 2 вида суждения: 1) аналитические имеют поясняющий характер 2) синтетическое суждение расширяет наши знания. Любое тело протяжено - аналитическое суждение. Кант преподавал в Кенигсбергском универе (Критика чистого разума).Всякое знание начинается с опыта, оно не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный характер. Эмпирическое знание единично, а знание полученное априорно имеет необходимый и всеобщий характер. Дообытны только формы знания (гипотеза, теория, аксиома), сами доопытные формы (априорные) не являются врожденными. Все вместе взятое - Кантовский априоризм. Познающий индивид располагает сложившимися до него формами познания. Любое знание берется из все расширяющегося опыта человечества. Кант различает два вида суждений: аналитические(носят поясняющий характер) и синтетические суждения (расширяют наши знания). Примеры: аналитическое суждение - любое тело протяженно, синтетическое - вчера шел дождь. Знания полученные опытным путем - синтетические. Как возникают новые знания вне опыта, как возможны априорные знания вне опыта Главный вопрос -“Критика чистого разума”. Материальные суждения - априорны. Задача Канта - объяснить смысл суждения. В “Кр. чис. раз. ” этот вопрос распадается на 3 вопроса: естествознание, метафизика (философия), математика - как они возможны. Три части “Кр. чис. раз.” - трансцендентальная эстетика, диалектика, аналитика. Трансцендо ( лат. переходить, переступать). Философия Канта изучает - переход в систему знаний. “Вещь в себе” - вещь сама по себе. Опытные данные поступающие из вне не дают нам адекватные знания об окружающем нас мире. Вещь как она нам является - феномен. Она принципиально отличается от вещи какой она на самом деле является - ноумен. Сколько бы мы не проникали в глубь явлений наши знания не будут знанием вещей, каковы они на самом деле. Кант - материалист, признает существование материального мира, вне нашего сознания. Наши знания расширяют наши границы знания, но никогда не исчезают, как не исчезает горизонт. Трансцендентальные - то что имеет дух, трансцендентные - просто предмет. Априорные формы чувствительности. Кант разделяет на две группы органов чувств : 1) осязание, слух, зрение - высшие, возникают благодаря механическому воздействию и ведут к познанию предмета. 2) обоняние и вкус. Интенсивность ощущений зависит от ряда условий. Ощущения могут принимать всеобщий и необходимый характер. Существуют две априорные, доопытные формы чувствительности : пространственные и временные. Пространство систематизирует наши внешние ощущения, время - внутреннее. Пространство и время способны воспринимать наш мир. Тезис - Все в мире состоит из простого. Антитезис - Нет ничего простого. Гегель Феноменология духа - философия абсолютного идеализма, сделал попытку охватить своей системой весь мир (духовный, природный ...) Его система имеет характер объективного идеализма - в основе абсолютная идея - разум. Абс. идея - субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Абс. идея способна к саморазвитию, она существует вечно, она содержит в себе в скрытом, свернутом виде все возможные определения: в природных, духовных и общественных явлениях. Высший разум - вечен, существует всегда и содержит скрытно в себе все разнообразие мира, способен к саморазвитию. В процессе саморазвития абс. идея проходит различные стадии от абстрактного к определенной, которая определяется конкретным содержанием. Этапы прохождения абс. идеи к самораскрытию: 1) логика - научно теоретическое осознание абс. идеи. Через логику абс. идея раскрывается в виде системы категорий - бытия, не бытия, качества, количества, противоречие, противоположность. По форме и содержанию - категории - общие понятия не нуждаются в чувственном восприятии материи. Гегель их называет - ступенчатым развитием идеи. 2) природа - абс. идея опредмечивает (само выражает) себя в природе. Из природы возникает человек и человеческий дух и первая стадия существования человеческого духа - субъективный дух - рассматривается Гегелем на уровне антропологии, феноменологии, психологии. Антропология - раскрывает душу как чувственную субстанцию. Феноменология - превращение души в сознание. Психология - показывает способности духа (практические и теоретические). Вторая стадия - объективный дух - охватывает по Гегелю соц. жизнь. Выражает себя в морали, эстетических представлениях, различных формах искусства, в праве, науке и т.д. высшая форма самореализации абс. идеи - абс. дух - совокупность духовной деятельности человека на протяжении тысячелетий. Это результат духовной деятельности всех человеческих поколений. Дух - есть всегда идея. Идея - чисто духовная субстанция. Дух - выражение идеи в различных формах интеллектуальной деятельности людей. Движение абс. идеи имеет начало и конец - замыкается в круг. Людвиг Фейербах. Крупнейший материалист. Провозглашает и защищает материализм и атеизм в германии в 30-40х годах. Идеолог демократической буржуазии. Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха - антропологический материализм. Он подвергает критике кантовский агностицизм. Ощущений, по Фейербаху не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с ним, оно есть образ объективного мира. Основные работы: «Критика Гегелевской философии», «Сущность христианства», «Основы философии».
- Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
- Мировозрение, его структура и функции.
- Философия Древнего востока
- Философские традиции Индии
- Философские традиции Китая
- Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.Э.)
- Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»
- Легисты
- Античная философия: от мифа к логосу
- Философия Средневековья
- Философия Возрождения
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико – материалистическое понимание мира и природы.
- Неклассическая философия и её основные направления
- Аналитическая философия
- Философия коммуникативного действия.
- Cинергетика
- Филосовская мысль Белоруси. Этапы становления.
- Российская философия 18 – 20 веков.
- Онтология как учение о бытие
- Пространтсвенно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская терория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественно научного и филосовского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный ителлект.
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное познание в мире.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепция истины. Истина и критерий достоверности.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии
- Экономические, политические,
- Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- Философское учение о ценностях.
- Философия индетичности
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Восток и Запад, философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельнсоти.
- Взаимоотношения естественных, гуманитарных, и технических наук.
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.