logo
Шпоры по философии

Техногенные проблемы человечества.

Появление термина «глобализация» связывают с именем англо-американского социолога Р. Робертсона, который в 1983 г. использовал понятие globality в одной из своих статей, а в 1992 г. изложил основы своей концепции. Социально-философское осмысление тер-мина глобализации тесно связано с работами таких авторов, как Д. Белл, П. Бурдье, Э. Гидденс, О. Тоффлер. Теория постиндустриального общества, предложенная Д. Беллом, описывает такие его особенности, как создание нового класса интеллектуальной элиты, возникновение новых технологий, ослабление противоположности досуга и труда, отчужденность личности. Д. Белл также разработал концепцию относительности дефицита, согласно которой место уст-раненных техническим прогрессом дефицитов займут новые, такие как информационный дефицит, дефицит времени и потребления. В работе «Бегство от свободы» Э. Фромм раз-вивает тезис о том, что у современного человека возникает стремление отказаться от своей индивидуальности в пользу идеи общественного порядка. Идеи Г. Маркузе и Э. Фромма позволяют объяснить процессы отчуждения человека и глобализации. Глобализация – это не абсолютно новое явление: в античной форме глобализации Римская империя объединила достаточно обширную территорию Евразии и Африки, позже колониальная цивилизация охватила уже все континенты. Открывая новые земли и воспринимая Землю уже как шар (global), европейцы открыли процессы межнациональной и межрасовой миграции. Современными исследователями выделяется новый специ-фический тип глобальной культуры, который в отличие от других типов культур не имеет каких-либо жестких центров локализации. Следствием воздействия глобальных изменений на культурную сферу явилось существенное возрастание интереса к проблеме культурной идентичности: многие многонациональные государства пытаются формулировать свою самоидентификацию в терминах культуры и цивилизационных категориях. Носителем современной глобальной культуры является транснациональная группа индивидов, занятых высокоинтеллектуальной творческой профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий, науки, образования. Сегодня именно наука становится приори-тетной перед технологией и производством. Подобные идеи были выдвинуты еще ранее Т. де Шарденом и В.И. Вернадским. Используемое ими понятие «ноосферы» как сферы научного знания позволило объяснить рост сферы научного знания и социальную эволюцию человечества. Феномен глобализации требует осмысления в свете тенденции к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабление значимости ценностей национально-государственного уровня, а также усиление фрагментации и сегментации всех сфер общественной жизни. Два наиболее общих сценария развития мирового культурного пространства предполагают либо уменьшение социальной дифференциации и разделение всеми индивидами единых универсальных ценно-стей, либо рост внутреннего неравенства в развитых странах и подъем этнической идентичности. Развитие множества этнических культур, часто несовместимых с доминирующей национальной культурой, может также привести к возрождению культурного фундаментализма.