logo
Шпоры по философии

Философские традиции Индии

Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, античность. Этому способствовали следующие причины:Экономические причины: развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда); разделение труда; специализация труда; переход от бронзы к железу; развитие товарно-денежных отношений (обмен)

Социальные причины: возникновение частной собственности; ослабление родоплеменных связей; возникновение первых государств. Духовные причины: возникновение умственного труда как специфического рода деятельности; критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения; рост потребностей в научных знаниях. Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.Веды состоят из:

  1. Самхиты – самые древние

  2. Брахманы

  3. Араньяки

  4. Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)

Веды включают в себя: Ригведа,Брахманы, Араньяки,Упанишады. Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Все школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

Особенности ортодоксальных школ: приверженность традиций; рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов: освоение Вед; Рационально-философское осмысление Вед а сутрах; Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции. связь с религией. Ортодоксальные школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Понятие Брахман – безличное духовное начало всего мира. Атаман – телесное (личностное) начало всего мира Сансара – круговорот перерождений личности и души Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением. В структуре человека выделяют 5 слоев:

  1. телесный (т.е. биологический)

  2. жизненный

  3. умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

  4. развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

  5. свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)

Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана. буддизм джайнизм локаята Особенности неортодоксальных школ: истины буддизма - жизнь наполнена страданиями; существует причина возникновения страданий; имеется возможность прекращения страданий; человек должен достичь нирваны; Для этого необходимо соблюдать следующие правила: правильное поведение, образ жизни правильная речь, направление мыслей. Что приносит буддизм:

  1. Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте).

  2. Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм).

  3. В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток

  4. В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване). Специфические черты древнеиндийской философии:

  1. древнеиндийская философия носит морально-этический характер

основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

она направлена на развитие способностей совершенствования

она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений). Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации