Философские традиции Индии
Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, античность. Этому способствовали следующие причины:Экономические причины: развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда); разделение труда; специализация труда; переход от бронзы к железу; развитие товарно-денежных отношений (обмен)
Социальные причины: возникновение частной собственности; ослабление родоплеменных связей; возникновение первых государств. Духовные причины: возникновение умственного труда как специфического рода деятельности; критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения; рост потребностей в научных знаниях. Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.Веды состоят из:
Самхиты – самые древние
Брахманы
Араньяки
Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)
Веды включают в себя: Ригведа,Брахманы, Араньяки,Упанишады. Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Все школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.
Веданта
Йога
Миманса
Вайшешика
Особенности ортодоксальных школ: приверженность традиций; рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов: освоение Вед; Рационально-философское осмысление Вед а сутрах; Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции. связь с религией. Ортодоксальные школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Понятие Брахман – безличное духовное начало всего мира. Атаман – телесное (личностное) начало всего мира Сансара – круговорот перерождений личности и души Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением. В структуре человека выделяют 5 слоев:
телесный (т.е. биологический)
жизненный
умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)
развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)
свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)
Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана. буддизм джайнизм локаята Особенности неортодоксальных школ: истины буддизма - жизнь наполнена страданиями; существует причина возникновения страданий; имеется возможность прекращения страданий; человек должен достичь нирваны; Для этого необходимо соблюдать следующие правила: правильное поведение, образ жизни правильная речь, направление мыслей. Что приносит буддизм:
Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте).
Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм).
В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток
В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване). Специфические черты древнеиндийской философии:
древнеиндийская философия носит морально-этический характер
основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания
она направлена на развитие способностей совершенствования
она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений). Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации
- Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
- Мировозрение, его структура и функции.
- Философия Древнего востока
- Философские традиции Индии
- Философские традиции Китая
- Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.Э.)
- Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»
- Легисты
- Античная философия: от мифа к логосу
- Философия Средневековья
- Философия Возрождения
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико – материалистическое понимание мира и природы.
- Неклассическая философия и её основные направления
- Аналитическая философия
- Философия коммуникативного действия.
- Cинергетика
- Филосовская мысль Белоруси. Этапы становления.
- Российская философия 18 – 20 веков.
- Онтология как учение о бытие
- Пространтсвенно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская терория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественно научного и филосовского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный ителлект.
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное познание в мире.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепция истины. Истина и критерий достоверности.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии
- Экономические, политические,
- Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- Философское учение о ценностях.
- Философия индетичности
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Восток и Запад, философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельнсоти.
- Взаимоотношения естественных, гуманитарных, и технических наук.
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.