Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
XVII век – век великих философских систем, век механической картины мира и классического рационализма. Великие философские системы XVII в. (Р.Декарта, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Г.Лейбница). Бурно развивается наука и техника, прежде всего математика (геометрия) и экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Г.Галилей. Мир – огромный механизм. Механическая картина мира стала господствующей в XVII веке. Идеал знания (критерий научности) – знание математически точное. Основная идея философии XVII века – идея единства философии и науки. Проблема поиска метода объективного познания природы. К ним относятся индуктивно-эмпирический метод Френсиса Бэкона и рационально-дедуктивный метод Рене Декарта. Френсис Бэкон является родоначальником философского эмпиризма. В сочинении «Новый органон» Бэкон ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы. Философия должна носить, прежде всего, практический характер. «Знание – сила». Анализ факторов, мешающих развитию сознания. Знаменитая теория четырех идолов (идол - это что-то обманчивое). 1 Идол рынка, площади. Идол, связанный с употреблением языка. Отсюда вытекает взаимонепонимание. 2 Идол пещеры. Идол, связанный с воспитанием, образованием, социальным положением. 3 Идол театра - идол авторитетов, когда какой-либо вопрос решается ссылкой на авторитетов. Средства против этого идола - критическое отношение и пересмотр этих позиций. 4 Идол рода. В силу этого идола мы одинаково искаженно воспринимаем мир. С помощью критики идолов Бэкон попытался очистить от заблуждений разум. Но источником знаний служит опыт, связанный с чувственностью, ощущениями, восприятиями, которые тоже могут нас обманывать. 1. Бэкон понимает опыт не просто как пассивное восприятие, а как активный эксперимент. 2. В качестве метода Бэкон предлагает метод индукции. Индукция - частные случаи наводят на общие положения. Рене Декарт в работе «Рассуждение о методе», ориентируясь на математику, формулирует четыре правила своего метода: принимать за истину то, что ум видит ясно и отчетливо, и что не подлежит сомнению (интеллектуальная интуиция); делить каждую проблему на столько частей, сколько нужно для быстрого ее разрешения; решать проблемы, начиная с наиболее простых и общих, постепенно восходя к наиболее сложным (дедукция); делать перечни полными и всеохватывающими, чтобы не пропустить ни одного звена в логической цепи. Свой рационально-дедуктивный метод Декарт считает универсальным, достоверным, простым и продуктивным, так как его правила выводятся из структур самого разума. Учение о методе тесно связано с принципом «радикального сомнения». По Декарту, несомненным является только существование нашего сознания. Именно сомнение как акт мышления и подтверждает существования человека: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Сogito ergo sum!). В истории философии Декарт является классическим представителем дуализма. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: нематериальную, или «мыслящую субстанцию», и материальную, или «протяженную субстанцию». Томас Гоббс. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма. Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его в сумме элементов чувственного познания. Джон Локк. Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- "белая бумага без всяких знаков и идей" И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм. Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" впол-не согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта". Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям. Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет, согласно Локку, не только показать, что ощущения - "богатый источник большинства наших идей, зави-сящих всецело от наших чувств и через них входящих в разумно и выявить другие позна-вательные способности, развивающиеся по мере обогащения материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, посте-пенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, детермини-рованность их чувствами, опытом, означало попытку доказать важнейший тезис материа-листической гносеологии. Естественно, что, поставив такую задачу, Локк наряду с объектами внешнего мира выделяет и особый, внутренний объект знания - новый, познавательные способно-сти человека в целом, его разум. Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими по-знавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию. Согласно Локку, опыт имеет бы два измерения: чувственное, обращенное во внешний мир, и рациональное, направленное на познавательную деятельность. Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внут-ренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из клю-чей к объяснению возникновения идей и знаний. Когда же Локк истолковывает внутренний опыт как независимый от содер-жания ощущений источник знаний о мире, это действительно заводит его в идеалистические тупики. Однако принцип локковского историзма - своеобразная теоретико-познавательная робинзонада. За "систему отсчета", в которой описывается возникновение и развитие позна-вательных способностей, знания берется отдельный индивид. До рождения, отмечает Локк, "состояние плода в чреве матери немногим отличается от жизни растения. Так как современные нейрофизиологи считают, большая часть функций коры головного мозга у новорожденных отсутствует, то отнесение начала развития большинства функций психи-ки, в том числе и познавательных, к моменту рождения у человека вполне пра-вильно. Когда же Локк прослеживает в отдельном индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из чувственного опыта, он полагает, что имеет дело человече-ским познанием в целом, которое как капле воды отражается в его отдельном атоме, в единич-ном человеке Локк был, безусловно, прав, выступив против концепции врожденных идей. Но он просмотрел, что в этой концепции рационалистов в своеобразной форме была "за-кодирована" реальная философская проблема. Решение проблемы достоверности и объема человеческого познания при такой постановке вопроса во многом определяется результатами, получен-ными при исследовании происхождения знаний. А поскольку с этой пробле-мой связаны такие важные разделы локковской теории, как теория первичных и вторичных качеств, теория образования абстракций, учение об истине, то оно так-же могут быть поняты лишь в свете решения им проблемы происхождения знаний. Цель своих исследований Локк видит в изучении познавательных способностей с точки зрения того, "как они применяются к объектам, с которыми имеют дело. Первая познавательная способность - это способность ощущения, способность восприни-мать посредством органов чувств свойства предметов материального мира. Несмотря на то что у Локка отсутствует понимание рецепторной системы человека как исторического продукта, сформировавшегося в процессе общественно-производственной практики, в рамках описания развития индивидуального сознания он стре-мится обосновать не только идею развития и совершенствования чувственного опыта, но и мысль о зависимости содержания ощущений, доставляемых одними рецепторами, от данных других рецепторов. Но мере накопления определенного многообразия чувственных впечатлений у чело-века возникают и другие познавательные способности: "...душа постепенно делает в атом успехи и переходит и упражнению способностей расширения, сочетания абст-рагирования своих идей, рассуждения о них и размышления обо всем атом..." Имен-но в таком переходе от чувственного к рациональному знанию, являющемуся ре-зультатом применения более сложных познавательных способностей, и заключена для Локка одна из основных трудностей. Поскольку речь идет об ощущени-ях, у него нет никаких сомнений, что это источник знаний о внешнем материальном мире.: "...мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого, и все те идеи, которые мы называем чувственными качест-вами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти вос-приятия. Этот богатый источник большинства наших идей зависящих всецело от наших чувств и через них входящих разум, я и называю ощущением" Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, и достав-ляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы поучить от внешних вещей. Таковы "восприятие", "мышление", "сомнение", "вера", "рассуждение", "познание", "желание" и все различные действия нашего ума..."). Но это определение не дает ответа на поставленный выше вопрос. Немецкий философ Вильгельм Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью. Единство и согласованность монад есть результат Богом "предустановленной гармонии". В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц — монад. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада — это единство души и тела. Монады жизни, монады души и монады духа. Джордж Беркли Солипсизм - признание единственной реальностью только своего Я - вне меня ничего нет! Дэвид Юм. Опыт же Юм трактовал как поток "впечатлений", источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Сенсуализм Локка.
- Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
- Мировозрение, его структура и функции.
- Философия Древнего востока
- Философские традиции Индии
- Философские традиции Китая
- Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.Э.)
- Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»
- Легисты
- Античная философия: от мифа к логосу
- Философия Средневековья
- Философия Возрождения
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико – материалистическое понимание мира и природы.
- Неклассическая философия и её основные направления
- Аналитическая философия
- Философия коммуникативного действия.
- Cинергетика
- Филосовская мысль Белоруси. Этапы становления.
- Российская философия 18 – 20 веков.
- Онтология как учение о бытие
- Пространтсвенно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская терория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественно научного и филосовского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный ителлект.
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное познание в мире.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепция истины. Истина и критерий достоверности.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии
- Экономические, политические,
- Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- Философское учение о ценностях.
- Философия индетичности
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Восток и Запад, философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельнсоти.
- Взаимоотношения естественных, гуманитарных, и технических наук.
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.