9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
ГЕРАКЛИТ. Вопрос о природе изменчивости мира. Изменение — постоянный переход в новое состояние. Изменение постоянно хар-ет мир. Изменчивость — постоянство мира. Следовательно, идёт постоянное изменение — переход в противоположное состояние. Изменчивость — состояние действия, где противоположные начала меняются местами. Всё это идея о том, что движение — есть связь противоположностей, т.е. ДИАЛЕКТИКИ. Олицетворением диалектики яв-ся огонь — вечно движущееся начало. Само начало огня — яв-ся исходным началом мира. Мир — это разгорающийся и затухающий огонь. Ритм (логос) нах-ся в постоянном движении. Гераклит осмыслил со всех сторон идею изменчивости.
ПАРМЕНИД. Делает своим объектом постоянство, к-ое д/ обладать каким-либо свойствами. Постоянным в действительности яв-ся БЫТИЕ. Парменид впервые вводит это понятие бытие. В его поэме «Как жить» есть 2 пути:
· Путь мнений — много разных способов жить, но этот путь не дает опр-ти.
· Путь истины — есть только 1 истина, и она постоянна, есть БЫТИЕ — то, что есть и не может не быть, и что есть всегда. БЫТИЕ вечно, неподвижно, неделимо, неизменно, постоянно. Бытие требует мысли. След-но, ч-к д/ жить по мысли, а не по мнению. Бытие открывается в МЕТАФИЗИЧЕСКОМ мышлении.
Парменид первый метафизик (мир постоянен). У Парменида появ-ся идея теоретического мышления. Он основатель элейской школы - становление идеи движения.
Гераклит утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения или движения (“Все течет и изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды”.). В то же время Парменид считал, что ничто не находится в состоянии изменения!
Гераклит говорит, что:
1. все находится в состоянии непрерывного изменения, однако
2. изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и
3. этот закон включает взаимодействие противоположностей,
4. причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию.
Мы можем интерпретировать Гераклита и так: все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил.
ЗЕНОН. Ученик Парменида - доказывает отсутствие движения. Рассуждения Зенона получили название «Апории Зенона» (противоречивые суждения). Ахиллес не м/ догнать черепаху. Бесконечно малые исчисления придуманы Ньютоном для того, чтобы м/ было решать подобные задачи — как с Ахиллом и черепахой. Простр-во одновременно и бесконечно делимо, и неделимо (квант — неделимое пр-во).
След. Шаг попытка соединения двух начал бытия: постоянства и изменчивости. Отсюда, классические концепции античной Ф. Появ-ся 2 варианта решения этого вопроса.
1. ДЕМОКРИТ. Бытие неизменно, постоянно, но множественно, а не едино, т.к. есть пустота — отсутствие бытия, а в этой пустоте бытие движется. Пустота есть атом. Каждый атом некая опр-ть, имеющая свои постоянные х-ки. Они движутся в пустоте по прямой, сталкиваются и образуют вещи. Эта была первая материалистическая концепция бытия (всё состоит из атомов, вещи, души, боги). Атомы организую наш мир, ч-к познаёт этот мир… Отсюда первая гносеологическая концепция «Познание как отражение». В сознании есть образы вещей, вещи испускают со св. поверхности атомы, эти «видикиэйдолы», ч-к получает инфо с пом. этих видиков. Знание отражает образы вещей. Демокрит на этом строит теорию взаимоотношений м/у людьми (подобность/ неподобность душ; любовь/ ненависть; и всё опр-ся этими видиками, атомами). Поиск атомов продолжался и после Демкрита. Школа Эпикура (2-3 вв н.э. — эллинистич. время) добавляет один момент - атомы м/ отклоняться от прямой линии — что яв-ся основой свободы в этом мире.
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления