20.Учение к. Маркса об обществе и истории
В истории социально-философской мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия историивыделяются и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный. Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории и выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество. Таким образом, единство исторического процесса выражается в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности. Наиболее ярким представителем данного подхода является К. Маркс. С его точки зрения развитие общества определено процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. Маркс выделял пять формаций, порядок расположения которых отражает этапы развития любого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена формаций обязательно характеризуется открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы. Многие идеи К.Маркса и его последователей, безусловно, находят свое подтверждение в процессе анализа развития различных обществ, и прежде всего стран Европы. Однако как целостный подход к интерпретации исторического процесса теория К. Маркса имеет ряд недостатков иограничений. В настоящее время ряд ученых-обществоведов ставят под сомнение идею существования универсальных стадий, а также конечной кульминационной точки развития социальной системы и, таким образом, склоняются к цивилизационному подходу в объяснении общественного развития. Цивилизационный подход трактует общественное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых обладает собственной спецификой, уникальностью духовной, социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на исследовании именно специфического, самобытного в истории того или иного общества, народа, «непохожести» на других, а также констатируется несоизмеримость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада). В первой половине XX века в рамках этой парадигмы наибольшую известность приобрели теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали существования единой истории человечества, опираясь в своих теоретических построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями. В настоящее время обществоведы чаще занимают позицию золотой середины между двумя крайностями в исследовании исторического процесса. Они признают и существование различий между культурами и цивилизациями, и наличие существенных общих черт в их развитии.
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления