13.Средневековая философия: схоластика
Само слово «схоластика» было изобретено гуманистическими писателями, стремившимися дискредитировать идеи средневекового периода, чтобы придать еще большую привлекательность своему обращению к классическому периоду. Гуманисты мало интересовались различиями между разнообразными типами «схоластики»— такими, как томизм и скотизм (две крупные схоластические школы, названные, соответственно, по имени Фомы Аквинского и Дунса Скота). Таким образом, слово «схоластика» является одновременно уничижительным и неточным, однако историк не может избежать его использования. Термин «схоластика» относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия — высокоразвитому методу представления материала, делающему тонкие различия и пытающемуся достичь исчерпывающего взгляда на богословие. Становится понятным, почему, сточки зрения гуманистических критиков, схоластика выродилась в не более чем логическое педантство. Влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых университетах. В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченную сферу влияния. Хотя схоластика как академическая сила находилась в упадке, остается признанным фактом, что богословская программа Мартина Лютера была реакцией на схоластическое богословие. В то время как схоластикапредставляла собой ничтожную интеллектуальную силу в Швейцарии, она была еще очень сильна в Германии, в частности, в Эрфуртском университете, где получил свое образование Лютер. Ранняя деятельность Лютера как богословского реформатора проходила в университетском контексте, в борьбе с академическими оппонентами. Как мы уже видели, швейцарские реформаторы были гуманистами, стремившимися реформировать жизнь и нравы современной им Церкви, которым не нужно было обращать внимание на схоластику. Лютер же был вынужден вступить в диалог с крупнейшей интеллектуальной силой своего времени — со схоластикой. Швейцарские реформаторы могли позволить себе смеяться над схоластикой, поскольку она не представляла для них угрозы. В ранний схоластический период (ок.1200 — ок. 1350) преобладал реализм, в то время как в более поздний период доминировал номинализм. Различие между этими двумя системами можно свести к следующему. Рассмотрим два белых камня. Реализм утверждает, что существует универсальная концепция «белизны», которую воплощают эти два камня. Эти два конкретных белых камня обладают универсальной характеристикой «белизны». Хотя белые камни существуют в пространстве и времени, универсалия «белизна» не имеет этих ограничений. Номинализм, однако, утверждает, что универсальная концепция «белизны» не нужна, и вместо этого призывает нас сосредоточиться на конфетных вещах. С точки зрения номинализма, существуют эти два камня, и нет нужды начинать разговор об «универсальной концепции белизны».
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления