logo

9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире

ГЕРАКЛИТ. Вопрос о природе изменчивости мира. Изменение — постоянный переход в новое состояние. Изменение постоянно хар-ет мир. Изменчивость — постоянство мира. Следовательно, идёт постоянное изменение — переход в противоположное состояние. Изменчивость — состояние действия, где противоположные начала меняются местами. Всё это идея о том, что движение — есть связь противоположностей, т.е. ДИАЛЕКТИКИ. Олицетворением диалектики яв-ся огонь — вечно движущееся начало. Само начало огня — яв-ся исходным началом мира. Мир — это разгорающийся и затухающий огонь. Ритм (логос) нах-ся в постоянном движении. Гераклит осмыслил со всех сторон идею изменчивости.

ПАРМЕНИД. Делает своим объектом постоянство, к-ое д/ обладать каким-либо свойствами. Постоянным в действительности яв-ся БЫТИЕ. Парменид впервые вводит это понятие бытие. В его поэме «Как жить» есть 2 пути:

·          Путь мнений — много разных способов жить, но этот путь не дает опр-ти.

·          Путь истины — есть только 1 истина, и она постоянна, есть БЫТИЕ — то, что есть и не может не быть, и что есть всегда. БЫТИЕ вечно, неподвижно, неделимо, неизменно, постоянно. Бытие требует мысли. След-но, ч-к д/ жить по мысли, а не по мнению. Бытие открывается в МЕТАФИЗИЧЕСКОМ мышлении.

Парменид первый метафизик (мир постоянен). У Парменида появ-ся идея теоретического мышления. Он основатель элейской школы - становление идеи движения.

Гераклит утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения или движения (“Все течет и изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды”.). В то же время Парменид считал, что ничто не находится в состоянии изменения!

Гераклит говорит, что:

1. все находится в состоянии непрерывного изменения, однако

2. изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и

3. этот закон включает взаимодействие противоположностей,

4. причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию.

Мы можем интерпретировать Гераклита и так: все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил.

ЗЕНОН. Ученик Парменида - доказывает отсутствие движения. Рассуждения Зенона получили название «Апории Зенона» (противоречивые суждения). Ахиллес не м/ догнать черепаху. Бесконечно малые исчисления придуманы Ньютоном для того, чтобы м/ было решать подобные задачи — как с Ахиллом и черепахой. Простр-во одновременно и бесконечно делимо, и неделимо (квант — неделимое пр-во).

След. Шаг попытка соединения двух начал бытия: постоянства и изменчивости. Отсюда, классические концепции античной Ф. Появ-ся 2 варианта решения этого вопроса.

1. ДЕМОКРИТ. Бытие неизменно, постоянно, но множественно, а не едино, т.к. есть пустота — отсутствие бытия, а в этой пустоте бытие движется. Пустота есть атом. Каждый атом некая опр-ть, имеющая свои постоянные х-ки. Они движутся в пустоте по прямой, сталкиваются и образуют вещи. Эта была первая материалистическая концепция бытия (всё состоит из атомов, вещи, души, боги). Атомы организую наш мир, ч-к познаёт этот мир… Отсюда первая гносеологическая концепция «Познание как отражение». В сознании есть образы вещей, вещи испускают со св. поверхности атомы, эти «видикиэйдолы», ч-к получает инфо с пом. этих видиков. Знание отражает образы вещей. Демокрит на этом строит теорию взаимоотношений м/у людьми (подобность/ неподобность душ; любовь/ ненависть; и всё опр-ся этими видиками, атомами). Поиск атомов продолжался и после Демкрита. Школа Эпикура (2-3 вв н.э. — эллинистич. время) добавляет один момент - атомы м/ отклоняться от прямой линии — что яв-ся основой свободы в этом мире.