17.Философия Спинозы и Лейбница
Спиноза. Этика, где изложена вся его философская система, начиная с метафизики. Это небольшая наука, но современные философы написали ему вопросы, Декарт написал ответы. В одном ответе Декарт пишет о том, что может изложить свою точку зрения так, как ее делают математики геометрическим способом. Спиноза решил, что наиболее верный способ сделать из философии точную науку. Начиная с определений, потом аксиомы, теоремы, леммы, следствия. Спиноза считал, что это очень хорошо. Но философия не математика и не может существовать так. Аксиомы заимствуются из традиций. Если у Декарта 2 субстанции, то у Спинозы 1 – то, что существует само через себя. Это субстанция и она же есть Бог. Он говорит об атрибутах(это то, что мыслим о субстанции как сущность) и модусах субстанции. Атрибут и субстанции бесконечное кол-во, но мы знаем только 2 атрибута – мышление и притяжение. У них разный смысл, но указывают они на субстанцию. Атрибуты бесконечны, т.к. субстанция бесконечна. Модус- модификация субстанции под тем или иным атрибутом, т.е. форма, в которой субстанция существует. Любая конечна вещь – это модус субстанции, мыслимой под атрибутом притяжения. А идея или душа – это модус субстанции, которая представляется под атрибутом мышления. Субстанция есть Бог, все что вытекает из природы субстанции, вытекает из нее необходимым образом и согласно закону. Бог это необходимое существо. Оказывается, что природа это тоже субстанция. Все определено, детерминировано. Поскольку модус или вещь все выражают божественную сущность, то есть определенная связь между модусами мышления и модусами притяжения . Порядок и связь вещей тот же самый, что порядок идей. Все что есть у него есть карелят в области мышления. И через каждую идею выражается божественная сущность. Философию Спинозы называли пантеизмом, потому что природа это определенным образом выраженная божественная сущность, но Спиноза утверждает, что Бог материален. Получается грубый пантеизм. Всё есть Бог у Спинозы, его по этой же причине обвиняют в атеизме.
Познавательная любовь к Богу. Монадология – работа Лейбница. В основу лингвист кладет монаду (единицу). Монада есть субстанция, мыслится как некий центр силы, сосредоточенной силы. Монады бывают простые и сложные. Сложные образованы из соединения простых. Монада- мысль непритяженной субстанции. Они характеризуются способностью к представлению (перцепция) и способностью к стремлению. Одна монада не может воздействовать на другую субстанцию. Не имеет окон. Они отличаются между собой интенсивностью восприятия. Есть монады, которые представляют себе все ясно и отчетливо, это Бог. Бог это монада монад. Стремление связано с силой. И даже неодушевленное тело тоже субстанция. Не все субстанции достигают ясности восприятия. Монада друг на друга воздействовать не может. За счет чего поддерживается связь между душой и телом? Лейбниц отвечает: За счет предустановленной гармонии. Предустановленная гармония – это порядок, которую внес Бог в мироздание, чтобы согласовать действия различных субстанций. Так каждое движение в нашей душе заставляет двигаться наше тело. Существует закон (метафизический, он же гносеологический) – закон достаточного основания: должно быть так, чтобы при полном познании причин определенного положения дел(вещей), существовало основание почему это происходит так, а не другим образом. Если абсолютно совершенное существо возможно, то оно необходимо. Именно потому, что в абсолютно совершенном существе все возможности должны становиться действительностью. Мы живем в наилучшем из всех возможных миров. Зло является необходимым, на фоне зла красота сияет ярче, вот почему в нашем совершенном мире происходят всякие гадости. Не Бог создатель зла, а конечное сущее источник зла, Бог в этом не виноват.
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления