15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
Но что же тогда препятствует успешному познанию природы? Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых “идолов”.
Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Так образно представлены типичные источники человеческих заблуждений.
1) «Идол рода» - проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). Это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Если в человеческом мире целевые отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос: почему? Бэкон считает что, наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.
2) «Идол пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые, обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. Чтобы освободиться от этой власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.
3) «Идол рынка» - следствие общественной природы человека, -- общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Это заблуждения, проистекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями, принимаемыми нами некритически. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Ученый должен быть свободен от власти слов и открыт самим вещам для того, чтобы успешно их познать.
4) «Идолы театра» - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. Заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа.
Фрэнсис Бэкон ни в коей мере не был склонен недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом. Ценность разума - в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение и может рассматриваться как инстанция от разума независимая и самостоятельная. Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и приспособления по оживлению после смерти, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума.
Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают Бэкона как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины.
Таков комплекс культурологических воззрений, содержащихся в работах выдающегося английского мыслителя Нового времени Фрэнсиса Бэкона, который внес весомый вклад не только в становление европейской философии, но и в формирование теоретической культурологии.
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления