37. Аксиология как учение о ценностях
АКСИОЛОГИЯ (греч.αζια- ценность, λόγος - учение) - философское учение (наука) о ценностях и их природе, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности [2]; это философская доктрина ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), характера, способов, состава регламентирования смысло-жизненных позиций, ориентации, мотиваций человеческой деятельности [1].
Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на взаимоотношения личности, общества, государства и мира [2]. Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Между тем отдельные ценности не одинаково значимы. Каждая культура отличается от другой аутентичным набором ценностей, обусловливающих специфику поведения ее представителей. Подчеркивание этого обязывает выявить в ценностях партикулярные измерения (историчность, этничность и т.д.), однако, мобилизующие деятельность не по собственному побуждению (волюнтаризм), а по аккумулированным и апробированным в групповом опыте (и, следовательно, также высоким) целям.
Аксиология - нормативная, рефлективная дисциплина. В отличие от иных наук, изучающих способы конкретного нормирования поведения (юриспруденция, история, педагогика), она концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регуляризации, регламентации, регуляции, которые составляют нерв аксиологического рассмотрения. Предмет аксиологии - деонтологическая среда и механизмы ее обязывающего влияния, действенные отображения сферы должного на сферу сущего [1].
Аксиология как автономное философское исследование возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность» расходятся; а во-вторых, происходит размежевание понятий «ценность» и «истина». В самом деле, как только ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и потребность ответить на новые вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура человеческих ценностей и др. Позже возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу [2]. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется совестью. Высшая степень ценного, значимого для человека, совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется идеалом. Линия «идеал выше человека» представляется неадекватной как эпистемологически, так и фактически, как генетически, так и функционально. В онтологической плоскости она влечет гипостазирование ценностей. В праксиологической плоскости она влечет насилие: сочленение должного с сущим через террор, разрушение «практического гуманизма». Как точно отмечал С. Франк, «подлинная и глубочайшая предпосылка деспотизма лежит в идее непогрешимости, в своеобразном, по существу мистическом, сознании обладания абсолютной истиной» [4]. Последовательное продумывание данных моментов дает понимание того, что абсолютизм, морализм в толковании ценностей не терпим; состоятельное отношение к ценностям обусловливается их подчинением человечности, и исток ценностей - не разум, а жизнь и ее потребности.
Сумма философских знаний, сложившихся в веках, отличается цельностью, синтетичностью. Она детерминирована единой рефлективной задачей - доктринацией субъект-объектных связей. Аксиология возникает в конце XIX - начале XX в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности» (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены.
Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии М. Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления