logo

37. Аксиология как учение о ценностях

АКСИОЛОГИЯ (греч.αζια- ценность, λόγος - учение) - философское учение (наука) о ценностях и их природе, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности [2]; это философская доктрина ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), характера, способов, состава регламентирования смысло-жизненных позиций, ориентации, мотиваций человеческой деятельности [1].

Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на взаимоотношения личности, общества, государства и мира [2]. Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Между тем отдельные ценности не одинаково значимы. Каждая культура отличается от другой аутентичным набором ценностей, обусловливающих специфику поведения ее представителей. Подчеркивание этого обязывает выявить в ценностях партикулярные измерения (историчность, этничность и т.д.), однако, мобилизующие деятельность не по собственному побуждению (волюнтаризм), а по аккумулированным и апробированным в групповом опыте (и, следовательно, также высоким) целям.

Аксиология - нормативная, рефлективная дисциплина. В отличие от иных наук, изучающих способы конкретного нормирования поведения (юриспруденция, история, педагогика), она концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регуляризации, регламентации, регуляции, которые составляют нерв аксиологического рассмотрения. Предмет аксиологии - деонтологическая среда и механизмы ее обязывающего влияния, действенные отображения сферы должного на сферу сущего [1].

Аксиология как автономное философское исследование возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность» расходятся; а во-вторых, происходит размежевание понятий «ценность» и «истина». В самом деле, как только ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и потребность ответить на новые вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура человеческих ценностей и др. Позже возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу [2]. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется совестью. Высшая степень ценного, значимого для человека, совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется идеалом. Линия «идеал выше человека» представляется неадекватной как эпистемологически, так и фактически, как генетически, так и функционально. В онтологической плоскости она влечет гипостазирование ценностей. В праксиологической плоскости она влечет насилие: сочленение должного с сущим через террор, разрушение «практического гуманизма». Как точно отмечал С. Франк, «подлинная и глубочайшая предпосылка деспотизма лежит в идее непогрешимости, в своеобразном, по существу мистическом, сознании обладания абсолютной истиной» [4]. Последовательное продумывание данных моментов дает понимание того, что абсолютизм, морализм в толковании ценностей не терпим; состоятельное отношение к ценностям обусловливается их подчинением человечности, и исток ценностей - не разум, а жизнь и ее потребности.

Сумма философских знаний, сложившихся в веках, отличается цельностью, синтетичностью. Она детерминирована единой рефлективной задачей - доктринацией субъект-объектных связей. Аксиология возникает в конце XIX - начале XX в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности» (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены.

Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии М. Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.