2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой индийского общества того времени является его деление на четыре замкнутые касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. В основу этого деления положено историческое расчленение Индии на порабощенных и поработителей, а также отделение умственного труда от физического. Брахманы занимались преимущественно умственным трудом, призванием кшатриев стала война, земледельческий труд стал уделом вайшьев. Эти три касты были образованы на базе племени ариев, пришедших на территорию Индии с северо-запада, Шудры, поскольку они не были ариями, могли только быть слугами.
Хотя у брахманов не было реальной власти, их влияние было огромным. Только они были знатоками священных текстов, религиозных обрядов и ритуалов. Опираясь на господствовавшее в Индии религиозно-мифологическое мировоззрение, брахманы монополизировали посредничество между естественным и сверхъестественным миром, между людьми и богами, стали официальными идеологами ариев. Брахманизм основывался на учении о том, что в основе всего сущего лежит Брахма (священная сила) – мировой дух, бескачественная божественная субстанция. Брахма создал богов и весь мир, он первопричина и первоначало всего сущего, начало и конец всех вещей. Брахманы внушали, что деление на касты совершенно и вечно. Поэтому люди должны руководствоваться обязанностями своей касты, чтобы в следующей жизни, при условии добросовестного исполнения своих обязательств, они могли воплотиться в представителя другой - высокопоставленной касты.
Древнеиндийская философия, таким образом, тесно переплеталась с религией. Первичным источником философии были Веды (дословно - «знание о богах»), которые включали в себя: гимны в честь богов, комментарии к гимнам и собственно философскую часть – упанишады (дословно - «сидя у ног учителя»). В древнеиндийской религии и философии выделяют школы: ортодоксальные и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относились следующие школы: санкхья, ньяя, брахманизм, миманса, веданта; к неортодоксальным школам относятся, возникшие позднее, школы буддизма, чарваки, джайнизма.
Антибрахмановской формой протестного движения был буддизм. Основоположником буддизма является Будда. Существуют полулегендарные сведения о его происхождении и жизни. Буддистская религиозная литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю для того, чтобы спасти мир – указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама. Живя в доме отца, Сидхартха не сталкивался с теневыми сторонами жизни: его ограждали от зрелища страдания, болезней, старости и смерти. Но однажды он увидел во время прогулки покрытого язвами больного, затем сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных страданиях для живых существ. Это так потрясло юношу, что он бежал из родительского дома, чтобы найти путь, который избавит людей от страдания.
В отличие от брахманизма, который считал, что страдания – наказания за грехи прошлых воплощений и что благочестием можно избавиться от страданий, буддизм проповедовал, что всякая жизнь – страдание и, что во всех воплощениях не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавиться от страданий – полностью выйти из сансары. Сансара – переселение души из тела, пришедшего в негодность, в другое тело.
Источником страданий буддизм считает жажду жизни. Буддизм считает, что причина страданий может быть познана, - поэтому возможно избавление от страданий, хотя это и нелегко. Для этого нужно выбрать правильный путь. Чтобы выбрать правильный путь нужно пройти путь спасения, включающий восемь ступеней. Первая ступень – правильное понимание – это понимание четырех истин:
Первая истина состоит в том, что все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции и потому полно скорби. Каждое живое существо после гибели телесной оболочки возрождается в другом теле. Бытие всегда тесно связано со страданиями: жить значит страдать. Всякое бытие – зло, небытие – благо.
Вторая истина состоит в том, что причиной страдания является жажда бытия. Желания, страсти, влечения. Всякое желание вызывает деяние, а они – новые страдания. Поэтому буддисту должны быть чужды любовь, сострадание, всепрощение и т.д., ибо они тоже вызывают деяния.
Третья истина состоит в том, что освободиться от страданий можно посредством отказа от желаний, подавив в себе все страсти. «Избегай всего, что ласкает твой дух, что зажигает страсти», обуздай уши, язык и тело, обуздай речь, ум, обуздай все». Деятельность приносит зло, недеяние – добро.
Четвертая истина состоит в том, что для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны. Нирваны можно достичь, если следовать «восьмиричному пути спасения», состоящему из: правильного понимания; правильной решимости; правильной речи; правильного действия; правильного образа жизни; правильного усилия; правильного внимания (видения или направления мысли) и правильного сосредоточения.
Вторая ступень – правильная решимость – решимость преобразовать свою жизнь в соответствии с четырьмя истинами.
Третья ступень – правильная речь – воздержание от клеветы, лжи, грубых слов и двусмысленных выражений.
Четвертая ступень – правильное действие – непричинение зла живому.
Пятая ступень – правильный образ жизни – привычка жить честным трудом.
Шестая ступень – правильное усилие – постоянная борьба с соблазнами, с дурными мыслями.
Седьмая ступень – правильное видение или правильное направление мысли – понимание тленности всего и отрешенности от того, что призывает человека к жизни, отвращение к телу, уму, чувствам.
Восьмая ступень – правильное сосредоточение, в свою очередь, имеет четыре ступени:
- на первой мы сосредоточиваем свой ум на осмыслении и истолковании истин;
- на второй ступени – вера в четыре истины рассеивает сомнения и достигается душевный покой;
- на третьей ступени человек освобождается от радости и
ощущения своей телесности;
- на четвертой ступени достигается состояние полной невозмутимости и совершенного безразличия. Это состояние называется нирваной. Сама по себе нирвана это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Однако ее можно воспринять разумом. Это состояние высшего и полного просветления.
Буддизм призывал к смирению, воздержанию от борьбы, отказу от общения с внешним миром, так как в нем нельзя найти избавления от страданий. Буддисты обещали спасение всем людям независимо от их социальной принадлежности и потому буддизм, привлекая своим учением о духовном равенстве, стал религией миллионов людей, не видевших путей избавления от кастового угнетения.
В средние века буддизм стал одной из мировых религий, но в Индии не сохранился. Там к концу первого тысячелетия н.э. не осталось ни одного буддиста. Буддизм был преодолен брахманизмом, принявшим форму индуизма. Сам Будда был включен в пантеон индуизма как одно из воплощений Вишну.
Наряду с религиозно философскими концепциями в индийской философии существовали и материалистические: в частности, локаята («чарвака»). Чарваки не верили в жизнь после смерти, отвергали существование бога и строили свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это, по существу, древнеиндийский материализм. Термин «локаята» производен от «локаятана» - «точка зрения обычных людей». Этот термин говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию. Термин «чарвака», возможно, образовался от двух слов «чар» - четыре и «вак» - слово, так как чарваки считали, что мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, воздуха и земли.
Чарваки вплотную подошли к пониманию того, что сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание возникает из первоначал, когда они образуют живое тело. При распадении тела на элементы исчезает и сознание. Чарваки отрицали существование человека после смерти. Из этого следует, что существует только один мир, что нет никакого потустороннего мира, нет жизни после смерти и нет богов. Поэтому смысл жизни чарваки видели в счастье, а счастье в наслаждении. Своя логика в этом есть. Мироздание первично. Сознание вторично. Сознание – свойство материи, в силу чего мироздание должно доставлять людям удовольствие.
В целом мировоззрение Древнего Востока было религиозно
мифологическим. Однако в ряде произведений этого времени звучали
сомнения в истинности религиозно-мифологической картины мира, в ценности загробного существования. Считалось, что нет никаких оснований для веры в сказки о существовании никакого иного мира, кроме земного. В наивной форме ставился вопрос о материальной первооснове природных явлений. Таким источником всего сущего являются прохладная вода и влажный воздух.
В различных странах Древнего Востока существовало множество сочинений по поводу смысла жизни. Древние мудрецы Востока считали, что смысл жизни заключается в самой жизни, что жить нужно просто затем, чтобы жить.
Древний Египет оказал прямое влияние на культуру Эллады. Греческая философия могла возникнуть лишь после того, как ее основоположники овладели знаниями Древнего Востока. Греки навсегда сохранили уважение к Египту как источнику мудрости. Даже тогда, когда они и в науках, и в философии оставили египтян далеко позади.
Основные понятия: дао, ян, инь, карма, пракрити, брахман, даосизм, атман, конфуцианство, легизм, ортодоксия, буддизм, чарвака, джайнизм, миманса, йога, веданта.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.