9. Стоики и киники.
1. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
• отсутствие постоянного места жительства, скитания;
• паразитический образ жизни, попрошайничество;
• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
• восхваление физической и духовной бедности;
• крайний аскетизм;
• замкнутость;
• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
• непризнание авторитетов;
• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
• концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
3. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
• жил в бочке;
• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";
• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
• отвергал брак;
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
• не признавал никаких законов, кроме закона природы;
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
• идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитиефилософской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).
Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых "апорий" — парадоксов).
Стоическая философия в своем развитии прошла рядэтапов.
• ранняя стоя ( III — II вв. до н. э.), представители — Зенон,
Клеанф, Хрисипп и др.;
• средняя стоя ( II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;
• поздняя стоя ( I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий.
5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) —освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
• высокий эстетизм в мыслях и поступках;
• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
• признание стремления к счастью высшей целью человека.
6. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека ( 5 г . до н. э. — 65 г . н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях философ:
• проповедовал идеи добродетели;
• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
• приветствовал покой и созерцание;
• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
• верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
• глубокое личное уважительное отношение к Богу;
• признание высшим мировым началом Бога;
• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
• объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
• видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;
• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
• разделение души и разума;
• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
• предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
- 1. Милетская философская школа.
- 2. Школа Пифагора Пифагорейское учение о числах
- Гармония в пифагорейской философии
- Пифагорейское учение о вселенной
- Пифагорейское учение о переселении душ
- 3. Атомистика
- 4. Элейская философская школа.
- 5. Гераклит
- 6. Сократ и его учение.
- 7. Платон и его философское учение.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Стоики и киники.
- 10. Эпикурейцы
- 11. Неоплатонизм
- 12. Патристика
- 13. Августин Блаженный.
- 14. Средневековая философия (общая характеристика).
- 15. Фома Аквинский.
- 16. Философия эпохи Возрождения.
- 17. Философия нового времени
- 18. Ф. Бэкон и его философское учение.
- 19. Философское учение р. Декарта.
- 20. Основные цели Просвещения.
- 21. Философия Канта, её характерные черты.
- 22. Система и метод Гегеля
- 23. Философия истории Гегеля.
- 24. Ницше.
- 25. Философия хх века.
- 26. Бытие, сущее и универсум.
- 27. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
- 28. Познание.
- 29. Понятие субъекта и объекта.
- 30. Мировоззрение.
- 31. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.
- 32. Философия и наука (общее и различия)
- 33. Проблема человека в истории философии
- 34. Биологическое и социальное в человеке
- 35. Понятие свободы и его эволюция.
- 36. Проблема истории и исторического процесса
- 37. Основ.Проблемы социальной философии
- 38. Структура общества и его система. Общество и его структура
- Структура общества
- 39. Философия культуры.
- 40. Мораль и нравственность.
- Что такое мораль и нравственность
- Сравнение морали и нравственности
- 41. Ценности, их природа и классификация.
- 42. Проблема истины.
- 43. Наука как вид духовного производства
- 44. Феномен культуры в философии.
- 45. Религия как предмет философской рефлексии.
- 46. Философско-религиозная антропология.
- 47. Современная общепланетарная цивилизация.
- 48. Информационное общество.
- 49. Глобальные проблемы.
- 50. Взаимодействие цивилизации, сценарии будущего.